1.
Чусов А. В.
- Философия и общество , 2018
Спектр интерпретаций концепта «категория» ныне очень широк. Еще в Античности сформировались и постоянно воспроизводятся два...
Спектр интерпретаций концепта «категория» ныне очень широк. Еще в Античности сформировались и постоянно воспроизводятся два основных направления понимания категорий. Это линия Платона, предметом которой являются «высшие роды» (μέγιστα μὴν τῶν γενῶν; Thaet. 254d), и линия Аристотеля, где речь идет о собственно «категориях» (κατηγορίαι).
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1448560/
2.
Метлов В. И.
- Философия и общество , 2018
В сферу исследований, называемых обосновательными (foundational), попадает нередко настолько широкий круг вопросов, что эти исследования...
В сферу исследований, называемых обосновательными (foundational), попадает нередко настолько широкий круг вопросов, что эти исследования квалифицируются как таковые единственно в силу того, что выходят за рамки собственной проблематики той или иной специальной отрасли знания. Понимание оснований не может не оказаться в таком случае довольно расплывчатым, а чаще всего отождествляемым с понятием «основа».
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1448543/
3.
Карпов С. Е.
- Философия и общество , 2018
Говоря о классифицировании как о процедуре распределения объектов по классификационным «ячейкам», мы фактически рассматриваем...
Говоря о классифицировании как о процедуре распределения объектов по классификационным «ячейкам», мы фактически рассматриваем задачу подведения этих объектов под категории, которые являются именами «ячеек». В классической теории категорий, идущей от Аристотеля, предполагалось, что объекты относятся к одной категории, если они имеют общее ядро свойств (состоящее хотя бы из одного общего признака). Между тем Л. Витгенштейн, рассматривая такое понятие, как игра, не обнаружил свойств, которые разделялись бы всеми играми без исключения. Это обстоятельство свидетельствует о проблеме в классической теории категоризации, которая не исчерпывается лишь существованием отдельных «неправильных» понятий.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1448430/
4.
Артемов В. М.
- Философия и общество , 2018
Целью статьи является краткая характеристика тех новаций, которые были внесены в период классического этапа развития философии права...
Целью статьи является краткая характеристика тех новаций, которые были внесены в период классического этапа развития философии права как своеобразной духовной системы осмысления мира, в выявлении общих и особенных черт в учениях И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, отразивших глубинные перемены социальной жизни и деятельности людей.
The purpose of the article is to briefly describe the innovations that had been introduced during the classical phase of the development of philosophy of right as a kind of spiritual reflection of the world. The author also identifies common and peculiar features in the teachings of I. Kant and G. W. F. Hegel, which reflected the deep changes of social life and human activity.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1563559/
5.
Нуруллин Р. А.
- Век глобализации , 2017
В статье показан сложный и противоречивый характер процессов интеграции человечества в глобальном масштабе, который сопровождается...
В статье показан сложный и противоречивый характер процессов интеграции человечества в глобальном масштабе, который сопровождается структурными изменениями в системе общества. Целостность общества обусловлена взаимодействием двух систем – культуры и цивилизации, которые по-разному реагируют на вызовы современного мира. С масштабными интеграционными процессами в мире приобретают глобальный характер и проблемы человечества. Решение этих проблем лежит в области создания наднациональной системы ценностей. Качественные сдвиги в развитии на уровне всего человечества требуют формирования нового типа личности, что ставит систему образования в особое положение. Сутью современного образования должно быть воспитание на новых телеологических установках, которые позволили бы человеку и человечеству выйти к осознанию смысла своего существования в мире.
The paper shows a complex and contradictory nature of human integrative processes on a global scale, which is accompanied by structural changes in the system of society. The integrity of the society is caused by the interaction between two systems – culture and civilization, which react differently to the challenges of the modern world. The problems of the humankind are becoming globalized due to the large-scale integration processes in the world. The solution of these problems lies in the creation of a supranational system of values. The qualitative changes in the development at the level of the whole humankind require the formation of a new-type individual and this puts the educational system in a special position. The essence of modern education should be teaching based on new teleological ideals, which would allow an individual and humanity to realize the meaning of the existence in the world.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/877290/
6.
Чумаков А. Н.; Стычинский М. С.
- Век глобализации , 2018
DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2018.01.01
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного мира, анализируются наиболее оптимальные...
DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2018.01.01
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного мира, анализируются наиболее оптимальные возможности их решения. Утверждается, что в условиях жесткого противостояния различных общественных систем и государств, обладающих ядерным оружием, единственно возможным способом разрешения противоречий на международном уровне является диалог. При этом результативным такой диалог может быть только на культурно-цивилизационной основе при наличии соответствующего фона общего опыта, а также признания и соблюдения общих для всех этических и правовых норм. Особое значение в решении общечеловеческих проблем придается гуманитарной сфере.
The article deals with urgent problems of the modern world and analyzes the most optimal opportunities for their solution. It is alleged that in the face of tough confrontation between various regimes and states, including those with weapons of mass destruction, the only possible way to resolve conflicts at the international level via a dialogue. At the same time, such a dialogue can be effective only on a cultural-civilizational basis, provided there is a sufficient background of common experience, as well as the recognition of ethical and legal norms common to all.
The humanitarian sphere is of particular importance in solving common human problems.
7.
Пантин В. И.
- История и современность , 2015
Эдуард Сальманович Кульпин-Губайдуллин – яркий пример того, как человек, личность открывает новые пути в научном и философском...
Эдуард Сальманович Кульпин-Губайдуллин – яркий пример того, как человек, личность открывает новые пути в научном и философском познании мира и как нелегко даются эти поиски и открытия. Будучи по образованию и первоначальному месту работы «технарем», а по складу ума – ученым-естественником, он в то же время интересовался глубинными механизмами развития человека и общества, их взаимодействия с природой. Эта проблематика выводила его на философский уровень обобщения, но вместе с тем он искал и находил новые возможности использования методологии естественных, точных наук в социально-гуманитарной сфере. И это давало столь важное для познания соединение общих теоретических положений с конкретными исследованиями. Так, благодаря широте интересов ученого, глубине его личности возникла социоестественная история, представляющая собой синтез научных направлений, изучающих развитие природы, человека и общества в их взаимодействии.
8.
Олейников Ю. В.
- История и современность , 2016
До недавнего времени человек и общество изменяли окружающий мир с помощью ручных и механических орудий, которые трансформировали...
До недавнего времени человек и общество изменяли окружающий мир с помощью ручных и механических орудий, которые трансформировали только форму вещества природы, поступившего в производство. Теперь, используя процессы микроуровня в качестве орудий труда, человек и общество способны менять глубинную структуру вещества природы, то есть коренным образом перестраивать окружающий мир. В этих условиях радикально меняются место и роль конкретного человека в природе и обществе, он становится силой, способной изменить эволюцию природы и общества в целом. От каждого теперь зависит существование всех. В связи с этим возникает потребность формирования новой системы мировоззрения и способа существования человека и общества в мире: общественных отношений, целей и приоритетов развития общества, воспитания и образования людей, словом, бытия человеческого общества во всех его ипостасях.
Until recent times people and society have been transforming the surrounding world by means of manual and mechanic tools which only changed the form of the natural matter. Nowadays we use the processes of the micro scale as tools and thus, people and society can transform the inner essence of the natural matter which gives opportunities of a drastic change of the environment. In this situation the position and role of a human individual within nature and society dramatically changes since he/she becomes a power which is capable to change the evolution of nature and society in general. The very existence of the humankind depends on every person. In this respect there comes the necessity to create a new worldview system and the existence pattern for a human and society: new social relations, objectives, human society in all its aspects.
9.
Кульпин-Губайдуллин Э. С.
- История и современность , 2016
Приведены отобранные наиболее значимые фрагменты из монографии Э. С. Кульпина «Социоестественная история. От метода – к теории, от...
Приведены отобранные наиболее значимые фрагменты из монографии Э. С. Кульпина «Социоестественная история. От метода – к теории, от теории – к практике», опубликованной в 2014 г. издательством МБА и в том же году переизданной в качестве электронной книги издательством «Учитель».
We open the present volume of the journal with addressing to the fundamental legacy of the founder, main creative source and promoter of socio-historical approach – Eduard Salmanovich Kulpin. In what follows we present the most elaborated and essential parts from his book “Socio-Natural History: From Method to a Theory, from Theory to Practice” published in 2014. This publication was discussed and approved at the Round Table “Socio-Natural History: Prospects of development” held in the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences on March 11, 2016.
10.
Семенов Ю. И.
- Философия и общество , 2016
30 мая 2014 г. на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась междисциплинарная конференция «Антропологический подход в...
30 мая 2014 г. на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась междисциплинарная конференция «Антропологический подход в социальной теории и его альтернативы». В тексте приглашения на конференцию содержалось теоретическое предуведомление, в котором антропологический подход в социальном познании характеризовался как «попытки предметно переориентировать философию с анализа безликих субстанций на исследование человеческого мира». Там же утверждалось, что этот принципиально новый подход является «следствием “великого антропологического поворота” философии XX в.».
|