Найдено научных статей и публикаций: 40, для научной тематики: Цивилизация
1.
Гринин Л. Е.
, 2019
В статье не только сделан анализ исламизма как социально-политического течения, но и рассмотрены исторические и цивилизационные особенности Ближнего и Среднего Востока, которые способствовали тому, что именно здесь исламизм возник и проявляет себя особенно заметно. Показаны исторические, идеологические и социально-политические причины его появления и широкого распространения в большинстве исламских стран. Представлен очерк исторического развития исламизма, причин его побед в 1970–1980-е гг., подъема Исламского возрождения.
Исламизм является одним из самых сложных социальных феноменов настоящего времени, это многоликое, меняющееся и неоднородное движение, в рамках которого идет очень напряженная идейная и политическая борьба.
В статье обращается внимание на глубокие корни и широкую социальную поддержку исламизма населением, его многочисленные общественные функции. Дано определение исламизма и его основных течений (умеренного и радикального). Объяснены причины его многоликости, показано, что умеренный исламизм в отличие от радикального стремится интегрироваться в легальное политическое пространство, а потому может быть союзником в борьбе с радикальным исламизмом, так же как и сильные светские политические режимы.
2.
Гранин Ю. Д.
- Век глобализации , 2017
В статье анализируются возможности новых индустриальных стран разных регионов планеты вырабатывать альтернативные западному модернизму стратегии модернизации. Лучше всего это получается у Китая, Индии и Японии, модернизировавшихся на собственной цивилизационной основе. России пока не удается создать собственную модель модернизации. Она реализует стратегию догоняющего развития, поскольку власть и элиты находятся под обаянием либеральных теоретических клише, утратили навыки понимания сложной структуры и значимости социальных функций образования и науки.
The article analyses the opportunities of emerging industrial countries of different regions of the world to develop modernization strategies alternative to the Western modernism. It turns out that China, India and Japan have carried out modernization on their own civilization basis and have succeeded best of all. Rus-sia has failed to create her own model of modernization and realizes the strategy of “the catching-up development” since the authorities and elite are fascinated by the liberal theoretical cliches, and have lost the skills to understand the difficult structure and importance of social functions of science and education.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1157753/
3.
Глушенкова Е. И.
- Век глобализации , 2017
В статье рассмотрены политические идеи теоретика русского космизма и ноосферы академика Н. Н. Моисеева (1917–2000) в контексте цивилизационного дискурса и сквозь призму творческого наследия западных и отечественных теоретиков цивилизации. Показана связь теории цивилизации ученого с его философскими и эколого-политическими разработками. Также в работе поднимается тема цивилизационных особенностей России, цивилизационной самоидентификации стран на постсоветском пространстве, в том числе Украины.
The study focuses the political ideas of the Russian cosmist and noosphere theoretician Nikolay N. Moiseev (1917–2000) within the conceptual framework of civilizational discourse and creative legacy the Western and Russian civilizational thinkers. Moiseev's concept of civilization is analyzed in the context of his main phylosophical and ecopolitical findings. The question of civilizational identification of Russia and post-Soviet countries (including Ukraine) is also highlighted.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/877709/
4.
Нуруллин Р. А.
- Век глобализации , 2017
В статье показан сложный и противоречивый характер процессов интеграции человечества в глобальном масштабе, который сопровождается структурными изменениями в системе общества. Целостность общества обусловлена взаимодействием двух систем – культуры и цивилизации, которые по-разному реагируют на вызовы современного мира. С масштабными интеграционными процессами в мире приобретают глобальный характер и проблемы человечества. Решение этих проблем лежит в области создания наднациональной системы ценностей. Качественные сдвиги в развитии на уровне всего человечества требуют формирования нового типа личности, что ставит систему образования в особое положение. Сутью современного образования должно быть воспитание на новых телеологических установках, которые позволили бы человеку и человечеству выйти к осознанию смысла своего существования в мире.
The paper shows a complex and contradictory nature of human integrative processes on a global scale, which is accompanied by structural changes in the system of society. The integrity of the society is caused by the interaction between two systems – culture and civilization, which react differently to the challenges of the modern world. The problems of the humankind are becoming globalized due to the large-scale integration processes in the world. The solution of these problems lies in the creation of a supranational system of values. The qualitative changes in the development at the level of the whole humankind require the formation of a new-type individual and this puts the educational system in a special position. The essence of modern education should be teaching based on new teleological ideals, which would allow an individual and humanity to realize the meaning of the existence in the world.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/877290/
5.
Ерасов Б. С.
- Историческая психология и социология истории , 2017
Проблема беспорядка и преступности, переходящей в террор, всегда присутствовала в человеческой истории. Особенно отчетливо эта проблема возникала в переходные периоды, когда в жизни сложных обществ разрастались пороки и преступность, а прежние формы регуляции, как государственные, так и общественные, были не в состоянии их устранить. В последние десятилетия социальный разлад стал во многих странах обычным спутником имитационной модернизации, подчас перечеркивающим все ее достижения.
The problem of disturbance and crime and terror has always existed in human his-tory. It would increase during transitional periods when vices and crime expanded while both the former governmental and informal regulation mechanisms turned incapable to control them. In many countries social disorder and crimes have become common elements of the imitational modernization which often eliminate its achievements.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1362387/
6.
Ерасов Б. С.
- Историческая психология и социология истории , 2017
Новое евразийство, унаследовав прежние цивилизационные и геопо-литические проблемы, расширило круг своих интересов в ряде существенных вопросов, в том числе: – налаживание политического и социокультурного взаимодействия и единства различных территориальных единиц и этнонациональных обра-зований в постсоветском пространстве; – выявление соотношения геополитических и собственно цивилизаци-онных принципов устроения Евразии; – обеспечение безопасности и самостоятельного развития в условиях нарастания глобального влияния Запада, выявление путей интеграции в странах Евразийского региона; – региональное устроение различных территорий Евразии в социо-культурном и политическом планах; – выявление потенций и содержания влияния смежных цивилизаций на Северную Евразию.
“Eurasionism” is a nationalist philosophical and political worldview in Russia of the early 20th century. The new Eurasian ideology has inherited the former theoretical and geopolitical problems and extended its interests to some essential aspects, namely: – Organization of political, social and cultural interactions between various territorial and ethno-national unities at the post-Soviet space; – Search for geopolitical and proper civilization-centered principles of regulation in Eurasia; – Ensuring safe and independent development opposing the growing global West-ern influence and search for the forms of integration of the countries of the Eurasian re-gion; – Regional organization in various Eurasian territories in social, cultural and political spheres.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1362372/
7.
Буровский А. М.
- Историческая психология и социология истории , 2017
Статья посвящена проблеме столкновения европейской цивилизации (с характерным для нее индивидуализмом и разрушенной коллективистской традицией) и аграрно-традиционных культур. Показано, что традиция ориентирована на воспроизведение устоявшихся форм жизни и глубоко равнодушна к судьбам отдельных людей. Европейская цивилизация чувствительна к жестокости, в традиционной культуре практически незаметной. Европейцы стремятся помогать людям, обреченным на изгойство и гибель в традиционной системе ценностей. Носители тра-диционных культур считают их позицию бессмысленной и разрушитель-ной. Волна погромов и насилия со стороны мигрантов, прокатившаяся по Европе в последние годы, не осмысливается мигрантами как чрезвычай-ная ситуация. Действия насильников соответствуют нормам их традиционной культуры.
The author discusses the clash of the European civilization (with its individualism and destroyed collectivist tradition) with traditional agrarian cultures. The traditional worldview is oriented at a stable reproduction of life forms and is quite indifferent to separate individuals’ destinies. On the contrary, the European civilization is sensible to the cruelties which are unnoticeable for the traditional mentality. The Europeans tend to help the individuals doomed to be the pariah and to perish within the traditional value system; the bearers of the traditional cultures treat this attitude as senseless and destructive. The immigrants’ pogroms and violence in Europe in recent years are not considered by themselves as anything extraordinary: the violators’ activities correspond to their traditional norms.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1360259/
8.
Скворцова Е. Л.; Сакураи Каору
- Историческая психология и социология истории , 2017
В 2017 году в Японии издан сборник статей японских, китайских, американских и российских авторов, посвященный 100-летию революции в России. Книга интересна также тем, что уроки революции исследуются в контексте мировой и Большой истории (Мегаистории).
A collection of papers by the Japanese, Chinese, American and Russian researchers has been published this year in Japan to mark the 100th anniversary of the Russian Revo-lution. The authors discuss the lessons of the Revolution in the context of the world history and the Big history (Mega-history).
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1360255/
9.
Лапкин В. В.
- История и современность , 2017
В статье ставится проблема преодоления текущего затяжного кризиса мирового порядка, анализируются эмпирические особенности этого кризиса, а также эвристические возможности современной политической теории и теории международных отношений, которые могли бы способствовать более глубокому пониманию его природы и выявлению «точек роста» новых форм консолидации основных субъектов мирового развития. В качестве методологической основы анализа и прогнозирования автор использует разрабатываемую им совместно с В. И. Пантиным теорию эволюционных циклов развития мировой политической и социально-экономической системы. Автором подробно анализируется симбиотическая природа «новых держав», явно или латентно бросающих вызов мировому гегемону, в том числе на поприще торговли, технологии и финансов. Выдвигается гипотеза о возможном содержании выстраиваемой ими системы отношений, претендующей стать образцом альтернативного существующему сегодня миропорядку.
The article sets the problem of overcoming the current protracted crisis of the world order and analyses the empirical aspects of this crisis, as well as the heuristic opportunities of the modern political theory and theory of international relations that could contribute to a deeper understanding of its nature and identification of ‘growth points’ for the new forms of consolidation of the main subjects of global development. The author employs the theory of evolutionary cycles of the world political and socio-economic system that he developed together with V. I. Pantin as a methodological basis of the analysis and forecasting. He thoroughly analyses the symbiotic nature of the ‘new powers’ that explicitly or latently challenge the global hegemon in such fields as trade, technology and finance. The author introduces a hypothesis about the possible content of the organized system of relations, claiming to become an example of the alternative world order to that of the present.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1018702/
10.
Махаматов Т. М.
- Век глобализации , 2017
В статье рассматриваются объективные основания введения понятия неоглобализации, которое может иметь важное методологическое значение в глобалистике. Выделяются и анализируются онтологические основания определения новой исторической ступени в эволюции глобализации. Рассматриваются новые тенденции в процессе глобализации, такие как «демографическая лавина»; изменения, проблемы и противоречия в основных тенденциях глобализации и их влияние на демократические институты. Обсуждаются санкции и другие актуальные проблемы, выявленные и проанализированные в работах ведущих ученых в области глобалистики. Обосновывается необходимость разработки понятия неоглобализации.
Подробнее https://www.socionauki.ru/journal/articles/1263237/