Философия и медицина, в частности, психиатрия, тесно связаны между собой. Это хорошо видно из работ ещё античных философов-врачей, которые особое внимание уделяли этике, нравственности, имеющих высокий потенциал духовного воздействия на лиц, страдающих от тревоги, страхов, нерезких проявлений меланх...
Философия и медицина, в частности, психиатрия, тесно связаны между собой. Это хорошо видно из работ ещё античных философов-врачей, которые особое внимание уделяли этике, нравственности, имеющих высокий потенциал духовного воздействия на лиц, страдающих от тревоги, страхов, нерезких проявлений меланхолий. Так, Пифагор, основатель философии, как врач ставил духовное и душевное равновесие на первое место, и в жизни, и в медицине, так как они, по его убеждению, освобождают от страстей.Главным в жизни человека философы-врачи считали добронравие, которое предотвращает дурные поступки и печаль. Эмпедокл, оказавший большое влияние на Гиппократа и гиппократиков, полагал, что 4 прообраза темперамента дают гармонию лишь при включении высшего духовного начала, каким является Любовь. Демокрит в своей «Этике» писал о духовности как о полной духовной гармонии, помогающей излечению от тревожных переживаний, что он обозначил термином «эутимия» (сравним с «дистимией» как видом патологии).Глубокое духовное проникновение в сознание больного с целью успокоения одновременно является важнейшим психогигиеническим, психопрофилактическим фактором. Высшее состояние духа, истинная духовность и в философском, и в медицинском смысле, благотворно сказывается на гармонии психики человека.Отсутствие духовности и гармонии, по мнению философов (Зенон, Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет), приводит к появлению тревоги, беспокойства, смятения, меланхолии, паники.Гиппократ выделял не только «буйные» помешательства, но и состояния, относящиеся к типу «ипомайноменой», или гипопсихотические, в лечении которых влияние духовного начала и наставлений врача играет основную роль.Св. Августин в своей «Исповеди» с её огромным духовным воздействием на страдания, связанные с тревогой и меланхолией (по К.Ясперсу), заложил основы психоанализа, который в наше время является мощным лечебным фактором для купирования различных пограничных психических заболеваний (истерия, неврозы навязчивости, ипохондрия, астения).Всё это свидетельствует, что духовно-психологическая парадигма лежит в основе всей пограничной психиатрии, именно она обеспечивает наиболее значимую роль в терапии и профилактике всех невротических состояний, а врач с высоким потенциалом духовности обладает наибольшим положительным воздействием на психические и психосоматические расстройства пациента.
Овсянников С.А. Роль философии как фактора духовного влияния в пограничной психиатрии // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 2, 2015, pp. 72-72