Формирование образа Я, как представления индивида о самом себе, нередко подразумевает абстрактные характеристики, поскольку представляют из себя элементы обобщенного образа индивида. Проблематика образа Я, самосознание на сегодняшний день характеризуется утратой целостного Я, "кризисом идентичности"...
Формирование образа Я, как представления индивида о самом себе, нередко подразумевает абстрактные характеристики, поскольку представляют из себя элементы обобщенного образа индивида. Проблематика образа Я, самосознание на сегодняшний день характеризуется утратой целостного Я, "кризисом идентичности". В ходе трансформации социальных норм происходит утрата или коренные изменения в общественном идеале, в эталонах поведения, что определяет новые условия механизма становления личности. Масс-медиа культура с ее стереотипами и стилями существования способствует размыванию идеального типа личности, расширяя область незрелой идентичности. Исследования образа Я в контексте исторической психологии открывает перспективы анализа образа человека в религиозных, мифологических, художественных сферах. Национальные ценности, возвращаясь к образам культуры затрагивают, прежде всего, многовековую православную традицию. Библейская наррадигма образа Я, выступая промежуточным звеном между изучением внешней и внутренней сторон восприятия, отражает культурно-историческую закономерность в динамике трансформации библейского идеального образа в психологический образ Я. Христианский образный символизм облегчает слияние образа Я с текстологическими образами библейского повествования. Наглядно-образное в представлениях преобразуется в абстрактно-понятийное мышление религиозного человека. Наглядно-образное представление об Иисусе Христе трансформировалось в процессе появления первых описаний его внешности и, в дальнейшем, иконописи. Абстрактно-понятийное мышление начинает функционировать у читателя с появлением гуманистических описаний евангельского персонажа. Сопереживание ему становится доминирующим. Образ-метафора сопровождает всю религиозную поэзию. В технической цивилизации религиозный образ теряет свою первоначальную смысловую нагрузку вследствие чрезмерной упрощенности. Каноническое изображение Иисуса Христа имеет место не только в церковном оформлении, но и в массовом промышленном производстве календарей, различного вида украшений, что упрощает его восприятие, делая традиционно-обязательным или всего лишь модным. Конкретно-понятийное мышление является завершающим этапом логического интеллекта, свободного от библейского контекста. Преобразуясь в объект исследования, образ религиозной культуры становится не только частью научной концепции, но и системы критериев оценки представлений индивида о самом себе.
Министерство образования и науки РФ, Ростовский Государственный университет. "Научная мысль" (сборник научных статей) выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2005. (Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, к.100, тел. 8 (863) 255-72-37. (печатается по решению редакционно-издательского совета юридического факультета Ростовского государственного универститета). ISBN-5-7509-0209-9