Целю новой методики поэтического детского творчества и этнопедагогики,является моделирование навыков стихосложения у юных учащихся. Было на практике убедительно показано, что каждый учащийся является потенциальным поэтом, только не всякий знает об этом. Отсюда постановка задачи: привить поэтический ...
Целю новой методики поэтического детского творчества и этнопедагогики,является моделирование навыков стихосложения у юных учащихся. Было на практике убедительно показано, что каждый учащийся является потенциальным поэтом, только не всякий знает об этом. Отсюда постановка задачи: привить поэтический вкус, пробудить дремлющий интерес юных к поэтическому слову.
Поэзия питомцев «Юной Россы» - Маргариты СЕДОВОЙ
Этнопедагогика* и поэтическое творчество учеников Маргариты Седовой.
Наше плодотворное сотворчество с педагогом Маргаритой СЕДОВОЙ в рамках Международного Фестиваля конкурса «Юная Росса» (МФК ЮР), стало традиционным. В глобальной сети Интернет опубликованы результаты нескольких крупных проектов этнопедагогики и поэтического творчество учеников Маргариты Седовой, в том числе на ведущем сайте научной педагогики, этнографии, филологии, литературоведения, историографии:
- http://scipeople.ru/publication/100029/ - Легенды и мифы чувашского народа
- http://scipeople.ru/publication/100151/ - Моделирование новых навыков стихосложения.
Читателю представляется редкая возможность ознакомиться с результатами уникального научного поиска, фактически безграничных возможностей детского творчества в литературно-поэтической и историка - этнографической сфере (По оригинальной методике Маргариты Седовой «Этнопедагогика и поэтическое творчество учащихся начальных классов».
Целю новой методики поэтического детского творчества и этнопедагогики,является моделирование навыков стихосложения у юных учащихся. Было на практике убедительно показано, что каждый учащийся является потенциальным поэтом, только не всякий знает об этом. Отсюда постановка задачи: привить поэтический вкус, пробудить дремлющий интерес юных к поэтическому слову.
Маргарита Седова наглядно показала, что народная педагогика исторически сложилась в древности, поэтому по праву считается предшественницей научной педагогической мысли. Изучение и практическое использование опыта народного воспитания способствует существенному расширению сферы интересов научной педагогики. Природосообразное воспитание, начатое в семье, способствует органичному продолжению затем в процессе школьного обучения. Народная педагогика, или этнопедагогика, сложилась в процессе изучения характера и лица народа, его чаяний и дум, поэтому тесно связана с этнологией, фольклористикой, языкознанием. Нравственные идеалы народной педагогики ярко проявляются в созданных народом сказках, легендах, эпических произведениях, песнях, поговорках и пословицах.
Главная идея этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе – истоки этого должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств-достоинств.
На уроках Культуры родного края в СОШ №55 существует целая система воспитания этнопедагогических качеств, основанная на развитии навыков стихосложения, культивируемого народом в обыденной жизни в недавнем прошлом, но так незаслуженно забытая в настоящее время.
Например, гуманность этнопедагогики чувашского народа, высокая культура духовной жизни создала самый прекрасный культ в мире – культ Матери и Ребенка. Чувашский народ, как никакой другой, обладает даром мудрой любви к детям. Любые педагогические исследования, оторванные от жизни родного народа, ничего не стоят и не имеют никакой ценности – ни научной, ни практической.
Существует около ста определений воспитания, но есть одно, очень мудрое житейское этнопедагогическое определение, вмещающее в себя все научные достижения в области народной педагогики. Воспитание – это пример и любовь. Любовь, ласковость, нежность входят в этнопедагогику, как основной элемент воспитания. Но личного примера мало, необходимы события-символы, событийные личности с примерами-идеями, с примерами-поступками.
В народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в воспитании детей. В сказках родители передают свой трудовой опыт детям, поручают им разнообразные дела. Песня создает образ родительского дома:
«Дом отца-матери – золотая колыбель».
В известном гимне Чувашского Национального Конгресса, «Алран кайми аки-сухи» сказано: «Незабываем труд земледельца, незабываемы отец с матерью.
Пока живы отец и мать, никакое зло нас не одолеет».
А вот еще одно актуальное замечание для наших дней:
«Благовоспитанность девушек, их целомудрие зависит от отца-матери». Но особое место чувашская народная педагогика отводит матери:
«Если разум не усвоен с молоком матери, то с молоком козы уже ум не придет». Много смысла в словах песни о том, что ребенок «посмотрел вперед – матери не увидел, обернулся назад – отца нет». Это доказывает, что мать в жизни ребенка - на первом месте; именно она идет впереди и ведет за собой своих детей.
Мать в представлении чуваш была ласковой, но строгой. Показательны в этом отношении строки: «Холст, из которого сшила мать рубашку, из суровых ниток был соткан, но пусть нитки толстые, рубашка была мягкая, белое тело оберегала». Особенным было положение матери в семье еще и потому, что главной была ее роль в воспитании подрастающего поколения. Рождение ребенка было главным делом в жизни народа – рос помощник. Но его надобно было еще соответствующим образом воспитать: «Родили – детеныш; полюбили – дитя», или: «Детей воспитывать – не цыплят растить»; «Трехдневный ребенок согрешил, укусив грудь матери». В чувашском народе встречается уникальная пословица, которой нет больше ни у одного народа: «Отец любит дочь, а гордится сыном. Мать любит сына, а гордится дочерью». Но, все же, особая роль отводится материнству: «Отец умер – полусирота, а мать умерла – совсем сирота».
Маргаритой Седовой на конкретных педагогических примерах, как учащимися в школе усваивается внимательное и вдумчивое отношение к этнопедагогике. В старших классах проводится курс «Моя семья. Генеалогическое древо». Наряду с такими общеобразовательными темами, как, например, «Судьба семьи в судьбе страны, народа, края» или «Родословная семьи», до сознания учеников обязательно доводится мысль о том, что нравственный человек должен быть религиозным. Он должен помнить об умерших предках; должен быть альтруистом, то есть гуманным, человечным; должен быть аскетичным, то есть, умеющим отказываться от удовольствий.
Поэтому на уроках ребята пишут стихи, в которых отражают свои образные представления о том, какой должна быть народная любовь. Дети пропускают через душу народные чаяния, тем самым приближая их к современному пониманию. Вот переложенные на стихи, учениками 6 класса СОШ №55 (2006-2007 учебный год), молитвы чуваш ХVII века, приведенные в этнографическом учебном пособии для 6-7 классов «Родной край» (составитель - Е. Енькка).
***
Тура, помилуй нас!
Тура, спаси в злой час!
Тура, храни меня от всех бед,
Дай здоровья всем людям на Земле! /Ефремова Кристина 6а-2011 год/
Тура, помилуй, Тура, сохрани!
Избавь от Шуйттана, чтоб за мной не ходил.
Чтоб было лошадей и коров - целый двор,
Чтобы обошёл мой дом вор...
Хлеб-соль дай возможность поставить на стол!
Тура, помилуй и сохрани!
Избавь от чёрта, чтоб за мной не ходил. /Осипова Милена 6а-2011 год.
***
Если, вдруг, нам нужна будет помощь, Тура, помогай людям!
А мы тебя никогда не забудем!
Я тебя прошу об одном: Чтобы все люди счастливы были в доме моём!
/Кириллова Наталия 6а-2011/
***
Тура, Бог мой, не оставь меня.
Сыновьями, дочерями одари меня.
Надели меня хлебами, медом и питьем.
И здоровья ниспошли, и покой в мой дом.
И скотом рогатым, Тура, мой заполни двор.
Бог, от черта охрани и прогони его.
Если словом согрешили, то прости всех нас.
От ветров и ураганов защити в свой час. /Асонова Юля 6 класс/
***
Тура, помилуй, Тура, не оставь.
Всевышний Тура! На ноги поставь,
Моих сыновей, моих дочерей!
Дай хлеба и меда. Здоровья! Согрей!
Дай лошадей, коз и овец, дай скот рогатый.
Благослови, Тура, жилище мое богатством,
Чтоб возможность была голодного странника в дом пустить.
Его обогреть, накормить, напоить.
Не подпусти Шуйттана к близким моим,
Чтоб беды мой дом стороной обошли. Аминь! /Кизнякова Наталья, 6 класс/
***
Тура, спаси и помилуй меня.
Дай здоровья мне, а моим близким - в душе огня.
Тура, отведи злую руку от добрых людей,
А злых сделай добрыми, согрей.
Пусть никогда не пустеет мой стол,
На котором будет и хлеб, и мед…
И пусть будет богатым двор. /Недозорова Даша, 6 класс/
***
Тура! Помилуй меня, не оставь. Одари меня хлебом, питьем.
Красивую дочку и сына дай в дом!
Старика в дом пустить; дать поесть-попить;
Путника прохожего дай накормить.
Тура, помилуй меня, не оставь.
От злого черта навеки избавь! /Иванова Виктория, 6 класс/
***
Великий чудный Тура, пусть дом мой находится под покровом Твоим!
Всевышний Тура, помилуй детей Твоих, от всякого зла сохрани.
Дай пищу на каждый день. Страннолюбивыми быть во всякое время хотим.
Своим благословением отметь Тура, наши дворы. И от всякого зла сохрани!
/Бычков Сергей, 6 класс/
***
Тура, помилуй! Тура не оставь! Мой дом сохрани. Детей моих на ноги поставь!
Питья, еды, урожай, Тура, Бог милосердный, Дай!
Домашним скотом наполни дворы.
Охрани нас от черта. Его прогони!
Лукавый, сгинь! Тура, помилуй! Аминь. /Лукина Елизавета, 6 класс/
***
Тура милосердный, защити меня!
Огради от черта, от любого зла!
Надели нас медом, хлебом и водой.
Да теплом и светом ты меня накрой!
Тура милосердный, защити меня!
Огради от черта, от любого зла! /Тювакин Слава, 6 класс/
***
Тура, защити меня от духов злых - от грехов моих.
Тура! Бог мой, помоги мне в любви;
Надели меня теплом и счастьем моим!
Чтоб пустить в дом, накормить странника голодного,
Дай мне милосердным быть и к добру угодного! /Дубов Павел, 6 класс/
***
Тура, будь всегда со мной, помогай во всем.
Награди меня силой - дай любовь.
Пусть сгинет зло, а придет добро.
Дай мне братьев и сестер.
Наслади хлебом, водой, Тура! Помогай во всем. /Васильева Настя, 6 класс/
***
Тура! Бог мой родной, не оставь в беде.
Тура, дай мне вволю хлеба,
Дай еды на каждый день.
Чтобы странник был сыт. Чтобы я был здоров,
Бог мой, помилуй! Тура-бог!
Пусть и скот мой будет всегда сыт.
Тура, дай мне милосердия! Избавь от обид! /Антонов Стас, 6 класс/
***
Тура, защити меня от зла, благослови меня!
Дай мне хлеба и питья. Не оставь меня!
Да не ослушаюсь Тебя. Пусть будет так, как Ты сказал! /Титарчук Даша, 6 класс/
***
Отче наш! Защити! Охрани!
Будь мне защитой во все дни.
Одари домом меня, мою дочь, моего сына!
Пусть будет стол всегда накрыт в саду под скатертью старинной.
Пусть будет пир на весь мир, счастье на весь дом, как в масле сыр.
Пусть обойдут меня болезни и воры кругом.
Награди мою семью лошадьми, овцами, скотом…
Пусть обратится к нам странник голодный, досыта накормлю!
Отче наш, благослови! Будь мне опорой во все дни, молю! /Никитина Анна, 6 класс/
Ребята рассматривают свою семью с этих нравственных позиций, анализируя, кто в семье является носителем этих традиций, делая вывод о том, какой будет его собственная семья в будущем. В «День матери» ученики, посещающие клуб поэтов СОШ №55, читали свои стихи.
***
Моя мама - лучшая в мире, и люблю ее очень я.
У нее золотые руки и большая-большая душа.
Моя мама – лучший наставник, мой помощник, учитель и друг.
Мне поможет в трудное время и найдет рецепт от разлук.
Я люблю тебя, мама, крепко. Не забуду, поверь, никогда
Твою ласку, заботу, улыбку. Буду детство помнить всегда. /Афанасьева Таня 10 класс/
***
Мать всех защищает и обнимает.
Кому плохо, она – утешает.
К ней приходят взрослые и дети
По праздникам. Лик ее светел. /Кириллова Таня 10 класс/
***
Моя мама, словно Солнце, меня согревает.
Бывает, конечно, что мы и ссоримся, но мама меня прощает.
Я – Земля. Мама – единственное мое Солнце,
Греет только меня,
Ну и остальных, заглядывая в оконце.
Она меня редко видит. И я ее тоже.
Ее никто не посмеет обидеть!
Обидят – убью, быть может.
Скоро снова в дом приму, крепко расцелую.
Сильно-сильно обниму маму золотую! /Карпова Саша 7 класс/
Учащиеся пишут не только стихи, но и мини-сочинения с элементами размышления. Вот одно из них (Алексеева Христиназ 8 класс):
«Мама – самое прекрасное слово на Земле! Это первое слово, которое произносит человек; оно звучит на всех языках одинаково нежно. У мамы самые ласковые и добрые руки, она все умеет. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не угаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь» - писала Зоя Воскресенская. Во всех странах мира почитают матерей. Во всех религиях мира есть Богини Жизни, Материнства и Плодородия. У римлян – Юнона, у христиан – прародительница человечества Ева. У чувашского народа существует, пришедший из древности культ предков, в котором центральное место занимает Культ Матери. Вселенная по представлению наших предков женского рода. Она, как мать, рождает Землю. Как только девушка становится матерью, она вправе надеть на себя Ама (древнейшее нагрудное украшение, которое приравнивает матерей к богиням). А на платьях вышивались красивейшие узоры, оберегающие женщин от злых духов.
***
Милая мама моя, как сильно люблю я тебя!
Родила ты меня на свет, где есть голубая Земля.
Там песня льется рекой. Закат сияет такой!!!
Птицы летят надо мной. Люблю тебя, край мой родной!
В годы Великой Отечественной войны более 208 тысяч сыновей и дочерей проводила Чувашия на фронт. Из них свыше 100 тысяч детей не вернулось домой, к своим матерям. Восьмерых сыновей проводила на фронт Татьяна Николаевна Николаева из деревни Изедеркино Моргаушского района Чувашии. Вернулось только четверо. Именно в ее честь народным художником, скульптором Федором Мадуровым был создан памятник «Чувашской Матери». А другая, Мать-покровительница на Заливе в городе Чебоксарах хранит наш город от зла: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви».
Ниже приводятся стихи учеников младших классов на тему «Сотворение человека»
***
Этот человек седой и старенький.
Кости хрупкие, но сам он немаленький.
Древний он Дух.
Глаза ярче Солнца. Кости из камня.
Это наш старенький друг. /Григорьев Артём 6а/
***
Древние люди были большими и маленькими.
Глаза сверкали, словно Солнце аленькое.
Кости словно камни, кровь - солона вода.
Пусть человека всегда обходит беда. /Иванов Максим 6а/
***
В глазах его Солнце сияет.
Ветер свистит из ушей.
В крови соль-вода играет,
А кости его из камней. /Перевезенцева Даша 6а/
***
Кости из камня, в глазах - яркий свет.
Идёт на охоту, не зная бед.
Ему нравится, видно не зря,
И эта планета, и эта Земля. /Скворцова Ирина 6а/
***
Стоит как крепость - камни владеют его душой.
И солнечными глазами на дом он смотрит свой.
И ветром владеет - всегда всё слышит он.
И пробивается сердце в мир из крепости вон! /Гусева Валя 6а/
***
Тура создал тебя, Человек,
Когда ты родился из глины на свет.
Он чуткую душу вселил в тебя,
А Шайтан испортил тебя.
Он плюнул в тебя злобу большую,
А Тура вывернул тебя изнутри.
И человек с тех пор снаружи красив,
Но внутри страшен бывает почти.
***
Дорогой, любимый дед!
Тебе уже много лет.
Тебя создал Тура-бог:
Уши из ветра, глаза из кусочков Солнца, кровь алого цвета,
А в душе такая любовь!
***
Существуют ли люди из камня?
- Я знаю этого Человека!
У него уши из ветра, а кости из камня...
Калека?
Глаза его светятся ярким светом,
А кровь его горяча.
Гуляет он по пустыне где-то
Один-одинёшенек, палкой стуча. /Осипова Милена 6а/
***
Чуваши легенду помнят старую,
Дошла она до наших дней.
Считали, его создал Тура Божественный:
Кости создал из белых камней,
Кожу - из белой глины,
Глаза из кусочков света былинных,
Кровь сделал из пены морской...
Но злой Шуйтан пришёл,
Оплевал тело змеиной слюной.
Когда Тура увидел своё творенье,
(Не было времени - только мгновенье)
Он тело вывернул наизнанку,
Стал человек снаружи гладким,
А внутри - нечистым, грязным и гадким.
Будет ли счастлив? Гадаем загадку. /Александрова Таня 6а/
***
Вокруг темнота. Идёт Человек
Но глазами он всё освещает,
Не опуская век.
Кости его из камня,
Уши - ветер,
Кровь - солона вода.
Он - человек, а зовут его Хветер.
Пусть его минует беда! /Мокров Федя 6а/
***
Древних людей представить не трудно.
Нужно море фантазий, любви и труда.
Человек состоит из камня, воды, Солнца и ветра.
Ходит по твёрдой Земле человек всегда.
Уши - ветер, по всей планете гуляет.
Кровь - вода морская течёт.
В глазах - солнечные лучи играют.
Кости из камня делают крепче его. /Кириллова Наталья 6а/
***
Магия ветра, магия Солнца
Вдруг затопили яркие звёзды.
Каждый знает, что он существует,
Поэтому сердце его ликует. /Ефремова Кристина 6а/
***
Дорогой, любимый дед!
Ты прожил немало лет.
Ты для нас - авторитет!
Прожил ты и те года,
Когда создали тебя.
Уши сделаны из ветра,
А в глазах - лучистый свет.
Кровь журчит, как все моря.
С днём рождения тебя! /Ершова Маргарита 6а/
***
Человек - это жаркий юг,
Потому что на море родился.
Из камня чуваш появился,
В солёную воду вошёл.
Ветер понёс его по волнам.
Человек замёрз, но солнце согрело его.
И твёрдо стал он на ноги свои -
Всё это достанется нам! / Волкова Мария 6а/
----------------------------------------
* "Гуманность этнопедагогики чувашского народа, высокая культура духовной жизни создала самый прекрасный культ в мире – культ Матери и Ребенка. Чувашский народ, как никакой другой, обладает даром мудрой любви к детям. Любые педагогические исследования, оторванные от жизни родного народа, ничего не стоят и не имеют никакой ценности – ни научной, ни практической.
Существует около ста определений воспитания, но есть одно, очень мудрое житейское этнопедагогическое определение, вмещающее в себя все научные достижения в области народной педагогики. Воспитание – это пример и любовь. Любовь, ласковость, нежность входят в этнопедагогику, как основной элемент воспитания. Но личного примера мало, необходимы события-символы, событийные личности с примерами-идеями, с примерами-поступками.
В народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в воспитании детей. В сказках родители передают свой трудовой опыт детям, поручают им разнообразные дела. Песня создает образ родительского дома:
«Дом отца-матери – золотая колыбель». - это взято из научного труда Геннадия Никандровича Волкова "Этнопедагогика".
Все закавыченные пословицы - тоже плод этнопедагогических изысканий мэтра от Бога - Волкова Г.Н., профессора, доктора педагогических ннаук,академика РАО, писател-прозаика, основателя этнопедагогики.
* Примечание Маргариты Седовой
Вступительное слово и компоновка поэтических произведений питомцев Маргариты СЕДОВОЙ в рамках проекта МФК «Юная Росса» - (Этнопедагогика и поэтическое творчество учеников),
Александр Александрович СИГАЧЁВ, член Союза писателей России (МГО СПР