Тиснение начинает развитие в Древней Руси со второй половины X в. Наивысшего уровня тиснение достигает к XII в., когда оно превращается в самодостаточный ювелирный прием и вырабатывает свои собственные способы орнаментации и формы и типы ювелирных изделий. Некоторые из этих ювелирных изделий играли ...
Тиснение начинает развитие в Древней Руси со второй половины X в. Наивысшего уровня тиснение достигает к XII в., когда оно превращается в самодостаточный ювелирный прием и вырабатывает свои собственные способы орнаментации и формы и типы ювелирных изделий. Некоторые из этих ювелирных изделий играли вспомогательную дополнительную роль в металлическом уборе и костюме: цепи для ряcен, бусины, подвески к диадемам. Другие играли значительно более важную роль: они соединяли металлический убор и костюм в единый стилистический ансамбль и служили знаком социального — княжеского — ранга. Эти украшения были орнаментированы в растительном стиле: ожерелья, составленные из кринообразных подвесок, и нашивные на одежду бляшки.
Вначале в технике тиснения использовались геометрические и завитковые орнаменты зерни и филиграни, а также — техника прорезания металлической основы и гравировка. Но такие приемы не полностью соответствовали фактуре тонкой металлической пластины. Наилучшим образом эстетические возможности тиснения выразили техника рельефа и растительный стиль орнаментации.
В монографии проведено типолого-стилистическое изучение 1015 тисненых ювелирных изделий. Они относятся к таким основным категориям: подвески к диадемам — 23; бусинные височные кольца — 24; рясна-цепи — 78; бусины ожерелий — 237; подвески к ожерельям — 76; нашивные бляшки — 550; пуговицы — 10. Изучено также 17 матриц для вещей этих категорий.
На основании выделения стилистических групп для каждой категории все изделия распределены между несколькими стилями: I — геометрический; II — рифленый; III — завитковый; IV — растительный (кринообразный); V — плетеный; VI — пышный. В рамках растительного стиля выделены три стадии: геометрическая, естественная и утрированная.
Для датирования типологических подразделений и стилистических групп тисненых изделий привлечены аналогичные вещи с археологическими стратиграфическими датами. Для датирования стилей использованы параллели из широкого круга материала произведений средневекового искусства.
В результате получены следующие даты стилей: геометрический — вторая половина XI — первая половина XII вв.; рифленый — X — первая треть XIII вв.; завитковый — конец XI — первая половина XII вв.; растительный — середина XI — первая треть XIII вв.; плетеный — середина XII — начало XIII вв.; пышный — рубеж XII/XIII—XIII вв. Оказалось возможным определить время для трех стадий растительного стиля: геометрическая — середина-вторая половина XI — первая половина XII вв.; естественная — XII в.; утрированная — вторая половина XII — первая треть XIII вв.
Выделены наборы ювелирных изделий для каждого стиля и стадий.
На основании анализа типологических форм и конструктивных деталей украшений выполнены рабочие реконструкции. Они помогают прояснить расположение сохранившихся фрагментов в конструкции целостной вещи, а также выявить роль категорий в металлическом уборе. Итоговые реконструкции дают представление о полных вариантах тисненого убора.
Двойные рясна-цепи, состоящие из миниатюрных штампованных «колодочек», сузились от ширины в 3,0 см до 2,0 см. Длина цепей уменьшалась параллельно с уменьшением ширины: 20 см, 12—13 см, 10 см. Появились окончания рясен-цепей в виде колодочек треугольной формы, цепь стала одинарной. Универсальные цепи, состоящие из штампованных звеньев с рифленой орнаментацией, появились в конце XII в. Все эти изменения вели к формированию более легких цепей, удобных для различных типов колтов.
Бусины, орнаментированные исключительно тиснением, использовались в ожерельях из кринообразных подвесок.
Тип кринообразной подвески (трилистной и четырехлистной) выработался для особых ожерелий, которые относятся к лучшим достижениям русского ювелирного дела. Тисненые нашивные бляшки и кринообразные подвески составляли стилистический ансамбль.
Традиция украшения уборов знати кринообразными украшениями и их комбинациями перешла в русскую княжескую придворную культуру из Византии. Кринообразные украшения были символическим обозначением княжеского достоинства и власти. Ожерелья могли включать подвеску с изображением Михаила Архангела и связывались с образом небесного патрона русских князей.
Распространение тисненых нашивных бляшек показывает тенденцию металлического убора слиться с костюмом. Редкие сохранившиеся примеры соединения металлических бляшек с одеждой использованы в реконструкциях. Орнаментальные композиции из растительных элементов, известные по произведениям различных видов искусства, выступили как источник для орнаментальной реконструкции, проделанной на базе тисненых ювелирных украшений.
В результате небольшого конкретного исследования установлена ориентировочная хронология тисненых изделий, уточнены их назначение и роль в костюме. В древнерусском металлическом уборе они прошли путь от фоновых и вспомогательных деталей до лаконичной эмблемы княжеской власти.