Дионисийская типология нового варианта гемиобола «букраний-тирс» (№ 1) и главная идея орфического культа Диониса — освобождение души от тела-тюрьмы — дали основание предполагать экстраполяцию этой идеи ольвиополитами в социально-политическую плоскость, в которой она стала пониматься как прокламация ...
Дионисийская типология нового варианта гемиобола «букраний-тирс» (№ 1) и главная идея орфического культа Диониса — освобождение души от тела-тюрьмы — дали основание предполагать экстраполяцию этой идеи ольвиополитами в социально-политическую плоскость, в которой она стала пониматься как прокламация освобождения Ольвии в начале IV в. до н. э. от собственных тиранов и скифского протектората. Дихалк «Деметра-орел на дельфине» представлен с новым магистратским именным сокращением APTE… (№ 2), а сакральная сцена терзания, ставшая «гербом» Ольвии, переосмысливается в символ победы демократии. На борисфенах (№ 3, 4 — перечеканенных и с новыми монограммами — № 5—7) скифские секира и лук в горите рассматриваются не только как символы власти Борисфена, но и как оружие миксэллинов-наемников, охранявших владения и границы Ольвии. Для оплаты их службы, возможно, и предназначались выпуски борисфенов. Представлен редкий дихалк «Аполлон-венок, пальмовая ветвь» (№ 8). Охра-
нительная функция сфинкса и грифона на публикуемых монетах Кизика (№ 9, № 10) использовалась для разных целей. Гекта со сфинксом (500—460 гг. до н. э.) рассматривается как стремление Кизика в период Ионийского восстания и его разгрома к обретению защиты. На статере (460—400 гг. до н. э.) буква «лямбда» понимается как знак государства Лакедемон, что, возможно, свидетельствует о подчинении Кизика Спарте в период 411—405 гг. до н. э., а грифон предстает как страж нового властителя города.