Большинство исследователей, анализируя проблему суггестивных явлений, отмечают тесный симбиоз древних верований, ритуалов и суггестии. Надо отдать должное, признаком «базового» характера суггестии для целого ряда значимых явлений культуры, если не для всей в целом, как об этом заявляет Б. Ф. Поршнев...
Большинство исследователей, анализируя проблему суггестивных явлений, отмечают тесный симбиоз древних верований, ритуалов и суггестии. Надо отдать должное, признаком «базового» характера суггестии для целого ряда значимых явлений культуры, если не для всей в целом, как об этом заявляет Б. Ф. Поршнев 1, является ее неразрывная связь с ними. Не только и не столько в историческом или генетическом плане, сколько в самом их способе существования. Однако для исследователей принципиально важным остается преимущественно тот аспект проблемы, который касается рассмотрения суггестии как специального, произвольного воздействия. Именно в этом качестве суггестия впервые себя обнаруживает для научного понимания, а в последствии и для коммерческого использования. Естественно, что и до того времени, когда впервые зашла речь о сознательном использовании внушающего воздействия, оно с необходимостью использовалось и в обучении, и в медицине, но говорить о каком-либо специальном рассмотрении суггестии или выделении ее из контекста общих приемов не приходилось.
№2 (50). 2007. С. 222-234