В монографии опубликовано около четырехсот рисунков, гравюр, фотографий крепости Белгород на Днестре, из фондов 17-ти архивных и научных учреждений Румынии, Молдовы, Украины, России. В них отражен утраченный облик крепости за последние 250 лет (начиная с 1770 г.). Бόльшая часть изображений введена в...
В монографии опубликовано около четырехсот рисунков, гравюр, фотографий крепости Белгород на Днестре, из фондов 17-ти архивных и научных учреждений Румынии, Молдовы, Украины, России. В них отражен утраченный облик крепости за последние 250 лет (начиная с 1770 г.). Бόльшая часть изображений введена в научный оборот впервые. Материалы являются неисчерпаемым источником по истории строительной периодизации крепости. Для медиевистов, специалистов по фортификации, историков, источниковедов и археологов.
История крепостного ансамбля Белгорода на Днестре (Украина, Одесская область) насчитывает по меньшей мере 600 лет. В нынешней планировке он оформился в период с 1414 по 1450-е гг. К сооружению крепости на разных этапах были причастны молдавские господари Александр Добрый, Стефан II, Александрел и Стефан III, а также, по всей вероятности, местная городская община и султаны Баязид II и Селим III. После тяжелой осады 1484 г. и перехода города под власть Османской империи, в крепости заново отстраивается почти вся внешняя линия обороны.
На протяжении всего своего существования Белгород-Днестровская крепость неоднократно перестраивалась, постепенно меняя свой облик. За последние два с половиной века характер и динамика этих процессов отразились в сотнях изображений — рисунках, гравюрах и фотографиях. Иконографический материал превратился в важный источник по истории развития фортификационного комплекса.
В настоящем альбоме собрана крупнейшая коллекция исторических изображений крепости Белгород на Днестре. Бόльшая часть материалов публикуется впервые. Многие иллюстрации известны лишь узкому кругу специалистов.
Все изобразительные материалы снабжены авторскими комментариями, даны под сплошной нумерацией и структурированы в соответствии с хронологическим и тематическим принципом.
В издании представлены все известные акварели крепости авторства русского художника М. М. Иванова. Их полноцветные копии высокого качества публикуются впервые. Уникальны и несколько планов крепости и посада Аккермана, датируемые 1770—90‑ми гг.
Не менее любопытна серия рисунков крепости и хамама султана Селима авторства К. Боссоли 1838 г. из фондов Одесского краеведческого музея и Одесского областного архива.
Существенную часть иллюстраций составляют коллекции фотографий проф. Ясского университета П. Никореску и его коллеги по исследованиям крепости в 1920—1930‑х гг. Гр. Авакяна. Впервые представлены к изданию материалы из фондов Национального архива Румынии и фондов Военного музея Бухареста.
Открытки и фотографии российского дореволюционного периода представлены в хронологическом диапазоне с 1869 по 1915 гг. Большой интерес представляют снимки советского периода (1940—1980‑е гг.), которые сделаны в ходе масштабных ремонтно-реставрационных работ, проводимых в крепости. Крайне информативные фото сделаны во время археологических работ в цитадели и в Гражданском дворе в 1977—1982 гг.
Изюминкой издания является серия цветных снимков коллекции памятных закладных плит XV в., снятых со стен крепости в XIX в., которые вот уже более ста лет считались утерянными, и были обнаружены автором в 2013 г.
Работа носит источниковедческий характер, ее задачей является введение в научный оборот нового, неизвестного ранее или малоизученного пласта информации о крепости Аккерман и прилегающей городской застройки периода, предшествующего масштабным модернизациям памятника или его реконструкциям.