В рамках представленного в статье социологического исследования автором проанализирована роль исторических видеоигр в формировании ценностных установок среди подрастающего поколения. Предпринята попытка установить не наносят ли вред исторические видеоигры подрастающему поколению? В 2022 г. осуществ...
В рамках представленного в статье социологического исследования автором проанализирована роль исторических видеоигр в формировании ценностных установок среди подрастающего поколения. Предпринята попытка установить не наносят ли вред исторические видеоигры подрастающему поколению? В 2022 г. осуществлен опрос студентов среди ведущих вузов г. Ярославля. Проведена серия глубинных интервью с обучающими, которые играют систематически и целенаправленно в исторические видеоигры, n=40. Проведено тестирование среди студентов на знание отечественной и всеобщей истории. Цель тестирования определить не только грамотность, но и оценить насколько способны исторические видеоигры помочь обучающимся понять связи между прошлым, настоящим и будущим, для этого в тесте были предусмотрены специальные задания. Проведен анализ исторических видеоигр вышедших с 2010 по 2022 гг., на изучение их сюжетной линий и их аутентичности с историческими событиями. Насколько разработчики при создании исторических видеоигр серьезно уделяют внимание деталям, историческим фактам и пытаются ли передать подлинное представление той или иной эпохи в игре. В результате было, установлено, что большинство молодых людей играют исторические видеоигры так как их жизнь скучна или наполнена стрессом в силу разных причин (большая нагрузка в школе, конфликты со сверстниками или родителями и т.д.). То есть видеоигры являются своего рода эскапизмом, либо служат для эскапистских развлечений. Кроме того, было выявлено, что исторические видеоигры, в условиях динамики социальных изменений выступают важным механизмом, через которые формируются установки, ценности подрастающего поколения. Для значительной части студентов и школьников, которые играют в исторические видеоигры, игры являются более важным источником информации, чем художественные, документальные фильмы о прошлом России, учебники по истории и занятия по истории в школах и вузах. Выявлено, что студенты и школьники, которые в большинстве своем играют систематически в видеоигры предпочитают читать в основном книги по истории, которые у профессиональных историков вызывают много вопросов. У студентов, которые систематически играют в исторические видеоигры ниже академическая успеваемость по истории, чем у той части студенчества, которые не играют в принципе в исторические видеоигры. Выявлено, что только для небольшой части студентов обучающихся по направлению «история» и школьников планирующих поступать на исторический факультет исторические видеоигры стали важной причиной (поводом), чтобы изучать профессионально историю. При этом, у данной категории студентов много претензии к создателям исторических видеоигр. Установлено, что студенты обучающиеся по направлению «история» в отличие от студентов обучающихся на других направлениях отдают предпочтение историческим видеоиграм, при создании которых разработчики уделяли серьезное внимание мельчайшим деталям быта определенной эпохи. Большинство исторических видеоигр вышедших на рынок с 2010 по 2022 гг., направлены на создание выборочной аутентичности, нестремятся уделять внимание деталям, исторической объективности.
Таланов С.Л. Исторические видеоигры как инструмент политики // Социально-политические исследования. 2023. № 1.С.20-38.