Автором предпринята попытка изучить место образования в политике «мягкой силы» России. Для достижения указанной цели
проведено исследование, в рамках которого осуществлено анкетирование
среди студентов, магистрантов, аспирантов ведущих вузов России, в которых учится наибольшее количество иностранных...
Автором предпринята попытка изучить место образования в политике «мягкой силы» России. Для достижения указанной цели
проведено исследование, в рамках которого осуществлено анкетирование
среди студентов, магистрантов, аспирантов ведущих вузов России, в которых учится наибольшее количество иностранных студентов. В частности,
была проанализирована степень удовлетворенности иностранных граждан
условиями проживания, обучения, материально-технического оснащения
вузов. Кроме того, установлено, что граждане стран СНГ в большей степени, чем представители Китая, Индии, при выборе страны (вуза), ориентировались на отзывы выпускников учебных заведений, рекомендации
близкого окружения и классические СМИ (телевидение, радио, пресса).
Также выявлено, что иностранные студенты при выборе вуза в России для
поступления опираются на ресурсы своей семьи или семейной группы
(экономический, символический, культурный, социальный капиталы),
то есть поступают рационально. Если студенты не могут получить образование сразу в престижном вузе РФ, то сначала поступают в тот вуз России,
который могут, а затем планируют продолжить обучение в магистратуре
или аспирантуре желаемого вуза. Доказано, что при выборе вуза абитуриенты из семей, которые относятся к сильно ресурсным группам, ориентируются на его рейтинг. Выявлено, что абитуриенты из семей, которые относятся к средне ресурсным группам, при выборе вуза ориентируются на
такие высшие учебные заведения, в которые легко поступить, лишь бы
покинуть свою страну и никогда в нее не возвращаться. Установлено также, что абитуриенты из ближнего зарубежья стремятся получить высшее
образование в РФ, так как многие знают русский язык, но не знают на
должном уровне английский, португальский, немецкий, французский языки и не могут позволить себе образование в высокорейтинговых университетах Запада и в развитых восточноазиатских странах.
Таланов С.Л. Место образования в политике «мягкой силы» России: стратегические направления и инструменты // Мир русскоговорящих стран. 2022. № 2. С. 22-47.