Выбор профессии, осуществляемый старшеклассником на основе его собственных внутренних ресурсов и путем соотнесения их с определенными требованиями той или иной профессии, является фундаментом для самоутверждения юношей и девушек, и одним из главных решений в жизни. В настоящее время, когда возможнос...
Выбор профессии, осуществляемый старшеклассником на основе его собственных внутренних ресурсов и путем соотнесения их с определенными требованиями той или иной профессии, является фундаментом для самоутверждения юношей и девушек, и одним из главных решений в жизни. В настоящее время, когда возможностей у молодых людей становится все больше, когда существует множество путей профессионального развития, наиболее резко встает вопрос о самоопределении в профессиональной сфере и о том, какие факторы на него влияют. Одним их таких факторов является общение со сверстниками. Общение со сверстниками для старшеклассников выходит на первое место, его характер приобретает новые параметры: общение становится интимным, избирательным, служит плацдармом для самовыражения. Именно в среде ровесников у молодых людей происходит утверждение себя как личности, им важно, чтобы другие воспринимали их такими, какими они себя считают. Межличностные отношения старшеклассников отличаются тесной эмоциональной привязанностью, они строятся на основе общих интересов, увлечений, предпочтений, перетекают в дружбу. Интимно-личностное общение позволяет старшеклассникам непосредственно перенимать и усваивать определенные виды деятельности, ценностные ориентации, знания, получать и передавать важную информацию, удовлетворить потребность в социальном сравнении. Можно говорить о том, что при построении социальных связей со своими сверстниками юный человек начинает формировать и накапливать свой багаж знаний о том, с какими социальными ситуациями он может столкнуться в жизни, что и подталкивает его к выбору той или иной профессии. Общение со сверстниками содействует успешной социализации старшеклассника, так как при самоутверждении человек находит свое место в структуре социальных отношений, а профессиональное самоопределение является существенной стороной процесса развития личности. Выбор профессии осуществляется, исходя из многих причин. Конечно, личностные предпочтения важны, но также важны и внешние факторы, влияющие на данный выбор. Так, советский и российский психолог и психофизиолог Евгений Александрович Климов считает, что существует 8 углов ситуации выбора профессии, а именно: позиция родителей, учителей, личные планы, способности, уровень притязаний, информированность, включенность в деятельность стоит и позиция товарищей, то есть сверстников. Существование влияния сверстников на профессиональное самоопределение старшеклассников оспорить трудно и практически невозможно, т.к. оно дает тот необходимый фундамент в определении своего будущего «Я», что в свою очередь обусловлено теми специфическими особенностями, которые присущи характеру общения в юности.
Калашникова А.А., Ксенофонтова В.А., Усова Е.Н. Влияние общения со сверстниками на профессиональное самоопределение старшеклассников. // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 5, 2016, pp. 570-570