Авторами анализируется отношение студентов к учебе и вторичной занятости, с учетом ресурсов семей и гендерных различий. Проведено лонгитюдное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов г.Ярославля. Временной интервал между повторными опросами составил 3 года (2017г. и 2020г.). Устано...
Авторами анализируется отношение студентов к учебе и вторичной занятости, с учетом ресурсов семей и гендерных различий. Проведено лонгитюдное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов г.Ярославля. Временной интервал между повторными опросами составил 3 года (2017г. и 2020г.). Установлено, что девушки из семей, которые относятся к слабо ресурсным группам, в большей степени вовлечены во вторичную занятость, чем юноши из такой же категории семей. При этом выявлено, что даже появление и широкое распространение коронавирусной инфекции не изменило ситуацию. Вместе с тем увеличилось количество юношей вовлеченных во вторичную занятость, но их меньше, чем количество девушек. Исследование показало, что студенты из семей, которые относятся к слабо ресурсным группам в большей степени, вовлечены во вторичную непрофильную занятость, чем студенты из семей, которые относятся к средне и сильно ресурсным группам. Выявлено, что студентам из семей, которые относятся к сильно ресурсным группам, в большей степени, характерна профильная занятость, чем студентам из семей, которые относятся к средне и слабо ресурсным группам. После принятия поправок в закон «Об образовании в РФ» большинство студентов, планирующих трудоустроиться после окончания вуза учителем в школе (по профилю подготовки), перешли на индивидуальный график обучения для того, чтобы во время учебы поправить свое материальное положение и приобрести опыт по профессии. При этом девушки данным правом воспользовались в большей степени, чем юноши. Непрофильная занятость воспринимается большинством студентов как временная необходимость (как нормальная реакция). Независимо от ресурсов, которыми обладают студенты (финансы семьи, отличная образовательная подготовка до поступления в вуз и т. д.), вторичная занятость как профильная, так и непрофильная, негативно влияет на успеваемость студентов. Установлено, что, несмотря на все еще распространенные установки в обществе (СМИ, рекламе, фильмах и т. д.) о том, что девушкам необязательно работать и строить карьеру, что им достаточно найти мужчину, выйти замуж и жить за счёт мужа (или сожителя). Все большее количество девушек, в отличие от юношей, предпочитают быть финансово независимыми и поэтому работают. При этом девушки из семей, относящихся к сильно ресурсным семьям, стремятся не работать, а продолжить обучение в магистратуре, преимущественно за рубежом или в Москве, Санкт-Петербурге. Авторы приходят к выводу, что на принятие решения о трудоустройстве или на продолжение обучения в магистратуре, большое влияние оказывает не столько экономический капитал семьи, сколько ценности семьи, а также влияние референтной личности.
Бабуркин С.А., Таланов С.Л., Кушнарев Ф.Ю. Отношение к учебе и вторичной занятости студентов: гендерные особенности // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2022. № 11.