Начиная где-то с середины прошлого века серьезные открытия и разработки стали появляться в "междисциплинарном пространстве", то есть именно на стыке наук.
Но если говорить о человеке и его обществе, то развитие бывает внешнее и внутреннее. И когда развитие сводится к смене антуража: архитектурных с...
Начиная где-то с середины прошлого века серьезные открытия и разработки стали появляться в "междисциплинарном пространстве", то есть именно на стыке наук.
Но если говорить о человеке и его обществе, то развитие бывает внешнее и внутреннее. И когда развитие сводится к смене антуража: архитектурных стилей и поколений бытовой техники, тогда сопутствующее развитию ощущение маргинальности входит в привычку, а человек и общество видят в этом развитии простую природную цикличность. И тогда прекращается внутреннее развитие. Человек может жить в мире волшебных изобретений, новшеств и чудес и оставаться примитивным пользователем.
Внутреннее развитие – это когда состояние "на разрыв", когда то, каким хочет или должен стать человек, общество, не может быть подменено никакими внешними изменениями. Чувствительные к этому люди часто стимулируют или, если слабо стимулировать, симулируют состояние на разрыв.
Итак, развитие бывает внешнее и внутреннее.
И в этом отношении в последние десятилетия происходит удивительное сочетание этих двух моментов.
С одной стороны, внешнее развитие идет с ускорением. В небольшие отрезки времени происходят все большие изменения: возникают и разваливаются империи и союзы, возникает всемирная связь людей, и рушатся основы семьи и общества. Все это ощущается многими так, как будто мир "с цепи сорвался". Благодаря этому ускорению, факт нашей природной маргинальности проникает в сознание всех людей – независимо от места, происхождения, положения и прочих данных.
В то же время внутренне, в отношении к происходящему, в оценке себя в новых обстоятельствах люди стараются, как обычно, или придерживаться традиционного для них и привычного или наспех привыкать к наспех же "сляпанным" политологами и массовиками от науки и искусства моделям будущего.
И для этого есть вроде бы все основания. Ведь все, что бы ни происходило в мире и в обществе, как-то само собой укладывается в некий более общий штамп, схему. Всем заранее ясно, что новое поколение будет хотеть жить по-новому, что тот, у которого появятся новые желания, будет хотеть жить как те, у которых эти желания уже есть.
То есть, об использовании для развития нашей, ставшей уже отчетливо ясной для всех, природной маргинальности для большинства речь пока не идет.