В принципе внешней средой относительно образовательного процесса можно считать и среду образовательного учреждения, так как сам этот процесс происходит в специальном помещении (классе, аудитории), в нем непосредственное участие принимают обучающиеся и обучающий (учитель, преподаватель), а внешним ми...
В принципе внешней средой относительно образовательного процесса можно считать и среду образовательного учреждения, так как сам этот процесс происходит в специальном помещении (классе, аудитории), в нем непосредственное участие принимают обучающиеся и обучающий (учитель, преподаватель), а внешним миром в этом узком смысле является педагогический коллектив, родители, и даже вспомогательный персонал учреждения. Однако в рассмотрении вопроса с этой позиции преуспела педагогическая наука, и нет смысла повторять известное.
Рассматривать в плане внешней среды образовательного процесса нам интересно те акторы, позиции и условия, которые оказывают реальное влияние, прямое или опосредованное.
К акторам относятся:
- законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, в частности, органы управления образования различных уровней;
- научные и научно-образовательные учреждения (организации);
- образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для образовательной сферы;
- рынок труда (работодатели всех уровней, форм собственности и видов деятельности);
- спонсоры и инвесторы;
- средства массовой информации;
- явления искусства, масс-культуры.
В число позиций нами включены:
- географическое положение, местонахождение образовательного учреждения;
- отношение к месту осуществления образовательного процесса с точки зрения рейтингов, внешних оценок и проч. по разным позициям;
Назовем основные условия формирования внешней среды образовательного процесса:
- экономическое положение региона, населенного пункта;
- социальную среду региона, населенного пункта;
- историческое развитие;
- сложившееся самосознание местного населения на ментальном, национальном, религиозном уровнях;
- отношение общественности к образованию и данному образовательному учреждению.
Вестник Российского философского общества, 2010, №2