В статье проанализированы навыки чтения, начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях) и умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам), навыки и умения читательской деятельности (восприятие, интерпретация и оценка произведе...
В статье проанализированы навыки чтения, начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях) и умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам), навыки и умения читательской деятельности (восприятие, интерпретация и оценка произведения). С этой целью в рамках исследования применялись диагностические задания и тесты. Был проведен социологический опрос среди студентов ряда вузов Центрального федерального округа (ЦФО) для определения их предпочтений, частоты и активности чтения. Изучалась взаимосвязь между частотой чтения и академической успеваемостью. Было выявлено, что предпочтения, частота и активность чтения зависят от семейных традиций, уровня образования и образованности родителей (или одного из родителей), а также от влияния референтной личности (группы). Студентам, которые имеют сформированные навыки и умения собственной читательской деятельности, развитые навыки чтения и работы с книгой, осознанно выбрали направление обучения и вуз, свойственна высокая академическая успеваемость. Для студентов, поступивших по мотивам «все равно какой вуз и направление обучения», чтение книг является способом ухода от реальности (эскапизм, избегание неприятного, скучного в жизни). Кроме того, установлено, что для студентов из низкоресурсных групп книги выступают как престижный элемент социального статуса, характеризующий уровень образования и образованности, которого в реальности нет ни у родителей, ни у студентов. Для данной категории студентов книги на полках выступают как элементы социального статуса, а не как инструмент, с помощью которого можно совершенствовать свои знания или брать из произведений какие-либо модели поведения для своей повседневной практики. Установлено, что девушки в основном читают зарубежных и отечественных классиков, а юноши — исторические, библиографические книги (ЖЗЛ). Студенты из высокоресурсных групп при подготовке к занятиям используют в первую очередь ресурсы своей (родительской) домашней библиотеки. Студенты из среднересурсных и слаборесурсных групп при выполнении домашних заданий, написании рефератов, контрольных работ, эссе используют книги из библиотеки вуза. Выявлено, что у девушек словарный запас, общие знания и культурная осведомленность, а также понимание прочитанного выше, чем у юношей. Это связано с их любовью, а иногда с привычкой к систематическому и целенаправленному чтению. Студенты, у которых родители имеют высшее образование и высокие должности, умеют искать и находить нужные для развития книги, а также имеют привычку читать книги. Чем выше уровень образования родителей, тем раньше они прививают своим детям любовь к чтению. Регулярное чтение рассказов или романов вне школы ведет к повышению академической успеваемости в рамках обучения в вузе. Кто читает бумажные книги, тот лучше учится, чем тот, кто читает в интернете оцифрованные книги. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование знаний по основам грамматики русского языка, расширение словарного запаса, что возможно в первую очередь через приобщение студентов (молодежи) к систематическому чтению книг.
Таланов С.Л. Книги в студенческой среде: предпочтения, активность чтения и влияние на успеваемость // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2023. № 3. С. 26-41.