В данной статье анализируется историческая основа слабо исследованного древнеяпонского сказания о «сошествии» Ниги-хаяхи-но микото вместе со своими сподвижниками, которое рассказывает о их переселении в Центральную Японию из страны Ама (букв. «небесной»). Это сказание о предках родовой группы клана ...
В данной статье анализируется историческая основа слабо исследованного древнеяпонского сказания о «сошествии» Ниги-хаяхи-но микото вместе со своими сподвижниками, которое рассказывает о их переселении в Центральную Японию из страны Ама (букв. «небесной»). Это сказание о предках родовой группы клана Мононобэ-удзи наиболее полно отражено в источнике начала iX в. – «Кȳдзи-хонки» необходимо было, сопоставив материалы сказания со сведениями китайских династийных историй, результатами исследования древней топонимики и археологических исследований, выяснить реальные события, лежащие в основе данного сказания. ещё в конце XiX в. было высказано предположение, что данное сказание является отражением истории переселения некой этнической группы из западной Японии, события которой предшествовали основанию государства Ямато. предание рассказывает
о людях, «сошедших» из страны Ама, которую исследователи отождествляют со страной людей морского народа ама. родиной Ниги-хаяхи могло быть владение Мацура. как установили исследователи, из северного Кюсю и с островов Цусима и Ики происходили и сподвижники Ниги-хаяхи. Датировка описанных в сказании событий, исходя из результатов анализа распространения топонимов северо-кюсюской области Ито (так называемых мару-тимэй, перенесённых в область Ямато) и связанных с ними археологических объектов, определена исследователями как середина III в. н.э.: около 245–250 гг. н.э. действительно было переселение из северного Кюсю в Rинай, с которым связано основание в середине III в. большого поселения Макимуку в Центральной Японии. Сопоставление данных выводов с сообщениями китайских династийных историй о событиях в юго-западной Японии середины III в. приводит нас к выводу о том, что Ниги-хаяхи-но микото и сопровождавшие его в переселении люди могли быть участниками борьбы за власть, развернувшейся в государстве Нюй-ван-го после смерти правительницы Бимиху (яп. Химико)
в 247–248 гг. Ниги-хаяхи-но микото и его сторонники выступили против И-юй (преемницы Бимиху). И, потерпев поражение в политической борьбе, должны были покинуть кюсю и отправиться в странствие на восток, принеся в Центральную Японию топоним Ямато (по названию главного владения государства Нюй-ван-го, где располагалась резиденция главы этой федерации). Анализ материалов сказания показал, что переселенцы осели в восточном Сэццу, Кавати, Идзуми и затем в области Ямато. Сподвижники Ниги-хаяхи-но микото и их потомки стали заметной частью слоя общинной знати центральной Японии, составив основу правящего слоя раннего Ямато. исследователи определили, что от Ниги-хаяхи происходило
более сотни знатных кланов Ямато, а его потомки составляли 25,5 % общего количества родов Ямато.
результаты исследования позволят более полно понять социальное и политическое развитие центральной Японии во второй половине III в.
// Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова:
Серия Эпосоведение. - 2021. № 1 (21). С.78-104.