Статья посвящена социальной и этнокультурной интерпретации кочевнических жертвенно-поминальных комплексов («странных комплексов») — специально закопанных предметов конской узды, оружия, воинского снаряжения и сосудов, найденных в курганах и естественных возвышениях в степях Восточной Европы, относящ...
Статья посвящена социальной и этнокультурной интерпретации кочевнических жертвенно-поминальных комплексов («странных комплексов») — специально закопанных предметов конской узды, оружия, воинского снаряжения и сосудов, найденных в курганах и естественных возвышениях в степях Восточной Европы, относящихся к III—I вв. до н. э. и не связанных с погребениями. Эти памятники могли принадлежать поздним скифам и/или сарматам. Учитывая временное и пространственное распределение странных комплексов, более вероятной представляется сарматская версия. О восточном культурном влиянии в европейских степях свидетельствуют находки самой ранней тамги из могильника Глиное, а также тамги на серебряной чаше из «странного комплекса» Булаховка.
Предлагается гипотеза, что «странные комплексы» оставлены молодежными (мужскими) объединениями. Такой подход позволяет объяснить ключевые особенности этого явления — связь с войной и нахождение на незаселенных территориях. В этих объединениях молодежь, находясь вне своего племени, получала необходимые навыки и воспитание, занимаясь набегами и охотой. Странные комплексы — это памятники, являющиеся результатом ритуальных действий (поминальных и жертвенных), оставленные молодёжными союзами.