Анализ романа Ф. М. Достоевского «Идиот» позволяет говорить о том, что автор, устроитель текста, растворяется во множестве смысловых догм, нарочито вступает в контакт с читателем. Текстовая ткань рассматриваемого произведения есть смешение «своего» и «чужого», пережитого и предполагаемого, допустимо...
Анализ романа Ф. М. Достоевского «Идиот» позволяет говорить о том, что автор, устроитель текста, растворяется во множестве смысловых догм, нарочито вступает в контакт с читателем. Текстовая ткань рассматриваемого произведения есть смешение «своего» и «чужого», пережитого и предполагаемого, допустимого и условного, авторского и художественного, налично-знакового и дискурсивного. Фигура повествователя проявляется в местах сбива интонации, ее перехода от собственно произнесенной речи - персонаж, герой - к вариациям не полного проговаривания текста (утаивание смысла) - умолчание, комментарий, смысловое множество, дискурсивный обертон. Демиургическое авторское начало в романе «Идиот» трансформируется в условность нарратора - модели, ведущей реципиента, регулирующей доверительный контакт. Повествователь в условиях актантной модели осуществляет сознательный сбив начально знакового, а затем смыслового поля к точке множественной константы. Персонифицированный рассказ нарратора становится пунктом построения читательской модели, постижения реалий бытия.
Безруков А.Н. Дискурс нарратора в условиях актантной модели повествования: «Идиот» Ф.М. Достоевского // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. / ред. Е.Г. Милюгина. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2015. – Вып. 5 (11). – С. 47-54.