В работе предлагается понятие отражённой установки на черту личности, определяемое как мнение индивида о валентном (положительном/отрицательном) отношении значимых других к данной черте. В терминах пятифакторной теории личности (McCrae & Costa, 1996, 2013) этот конструкт рассматривается как частный ...
В работе предлагается понятие отражённой установки на черту личности, определяемое как мнение индивида о валентном (положительном/отрицательном) отношении значимых других к данной черте. В терминах пятифакторной теории личности (McCrae & Costa, 1996, 2013) этот конструкт рассматривается как частный случай метакогнитивных характерных адаптаций. Последние представляют собой «мысли о чертах» – элемент структуры личности, предполагающий ее мониторинг со стороны индивида. На выборке в 1030 студентов университета изучалось то, насколько отражённая установка на черту способна предсказывать варьирование академической успеваемости – при статистическом контроле соответствующей черты личности и других метакогнитивных характерных адаптаций. Исследование носило корреляционный характер. Измерялась Большая Пятерка черт личности и метакогнитивные характерные адаптации – диспозиционная эффективность, установка на черту, отражённая черта и отражённая установка на черту. Измерялись показатели академической успешности: ЕГЭ по русскому языку и математике, семестровая успеваемость по дисциплинам специальности. Основные гипотезы тестировались средствами корреляционного и иерархического множественного регрессионного анализов. Обнаружено, что отражённые установки на доброжелательность, добросовестность и нейротизм могут вносить дополнительный вклад в объяснение академической успешности – даже после статистического контроля соответствующей черты личности и прочих ее метакогнитивных характерных адаптаций. Автор утверждает, что специфика действия отражённых установок на черты может быть заключена в том, что индивид положительно реагирует на проявление этих черт среди других людей – например, преподавателей, студентов. Это в целом может стать причиной формирования вокруг него соответствующей среды, в частности – способствующей академическим достижениям студента.
Щебетенко С.А. Отраженные установки на черты личности как предиктор успеваемости студентов // Психология и психотехника, 2015, 1, 70-82, doi: 10.7256/2070-8955.2015.1.13526