В статье анализируются сведения японских источников о борьбе за власть в начале царствования государя Мимаки (Судзина) в древнеяпонском государстве Ямато середины 20-х годов IV века (исправленной хронологии), последовавшей после периода распада и беспорядков эпохи «восьми правителей» и нового воссое...
В статье анализируются сведения японских источников о борьбе за власть в начале царствования государя Мимаки (Судзина) в древнеяпонском государстве Ямато середины 20-х годов IV века (исправленной хронологии), последовавшей после периода распада и беспорядков эпохи «восьми правителей» и нового воссоединения земель центральной Японии под властью данного монарха. Частью этой политической борьбы стал мятеж члена государева рода – принца Такэ-хани-ясу-бико. Как выяснено, государь Мимаки, фактически, не принадлежал к роду Ō-удзи, родоначальником которого считается основатель государства Ямато – государь Дзимму. Мимаки происходил из местной знати равнины Нара: из рода предков кланов Ходзуми-но оми и Мононобэ-но мурадзи – потомков выходца с острова Кюсю по имени Ниги-хаяхи-но микото и (по женской линии) – от местного вождя Томи-бико (другое его имя – Нагасунэ-бико), главы союза общин Кинай конца III века (испр. хрон.). Поэтому ученые стали считать Мимаки основателем династии Мива. Археологические исследования и сведения источников позволили установить размеры и границы политии Мива, вступившей в борьбу с политией Сахо, находившуюся в сфере влияния вождя южной части равнины Киото – из области Ямасиро, подобного описанному в древнеяпонских источниках принцу Такэ-хани-ясу-бико (единокровному брату Мимаки), жившему в Ямасиро. Исследователи полагают, что это был конфликт между двумя областями – Ямато и Ямасиро за контроль над центральными землями Кинай или, что более вероятно, за контроль над северным – северо-восточным торговым маршрутом. На склоне Вани-но Такэсўки-но сака (границе политий Мива и Сахо) одному из военачальников государя Мимаки – Ō-бико (чье имя упомянуто в надписи на мече из Инарияма 471 года) стало известно о подготовке мятежа принца Такэ-хани-ясу-бико. Принцесса-жрица Ямато-тото-хи-момо-со-бимэ знала такие подробности о заговорщиках, которые указывали на ее посвященность в дела мятежников. Однако ей удалось отвести от себя подозрения, т.к. она выдала планы мятежников. Разгром мятежников создал благоприятные условия для окончательного устранения духовного лидера оппозиции – принцессы-
жрицы Ямато-тото-хи-момо-со-бимэ, которая была дискредитирована идеологически, а потом, видимо, ритуально умерщвлена и похоронена в кургане Хасихака, чьи размеры и ориентация указывают на очень высокий статус «хозяина» могилы. После насильственной смерти принцессы-жрицы Ямато-тото-хи-момосо-бимэ препятствия планам государя Мимаки относительно создания нового культа богини солнца (покровительницы правящей династии и государства Ямато) с правителем-жрецом во главе были устранены.
// Уральское востоковедение. – 2021. – Вып. 11-й. – С. 63-80.