Автор анализирует масштабы буллинга в образовательных учреждениях, в школах и вузах. Изучаются причины, формы и существующая система профилактики буллинга. Наибольшее распространение в школах получил вербальный (насмешки, угрозы, унижения, клевета) и физический буллинг. В высших учебных заведениях р...
Автор анализирует масштабы буллинга в образовательных учреждениях, в школах и вузах. Изучаются причины, формы и существующая система профилактики буллинга. Наибольшее распространение в школах получил вербальный (насмешки, угрозы, унижения, клевета) и физический буллинг. В высших учебных заведениях распространен социальный (игнорирование, исключение из группы, воровство, порча имущества жертвы) и вербальный буллинг. Было установлено, что студенты из семей, которые относятся к слабо ресурсным группам, чаще в период обучения в школе, становились жертвами вербального, социального и физического буллинга. Выявлено, что девушки чаще, чем юноши подвергались вербальному буллингу, в период обучения в школе. При этом установлено, что девушки из семей, которые относятся к средне и слабо ресурсным группам, чаще подвергались вербальному буллингу, чем девушки из семей, которые относятся к сильно ресурсным группам. Молодые люди, которые физически слабы в большей степени, чем юноши физически развитые, выступают подстрекателями при вербальном буллинге в школе. Юноши из семей, принадлежащих к сильно ресурсным группам, реже, чем юноши из семей, которые относятся к среднее и слабо ресурсным группам, подвергались вербальному буллингу в школе. Молодые люди из семей, которые относятся к средне и слабо ресурсным группам чаще, чем юноши из семей, принадлежащих к сильно ресурсным группам являлись подстрекателями при вербальном буллинге в школе. Установлено, что юноши чаще, чем девушки, сталкивались c физическим буллингом в школе. При этом выявлено, что молодые люди из семей, принадлежащих к сильно ресурсным группам реже, чем юноши из семей, которые относятся к средне и слабо ресурсным группам, сталкивались с физическим буллингом во время обучения в школе. Юноши чаще, чем девушки, выступают в школе в роли агрессора при физическом буллинге. Кроме того установлено, что девушки чаще нежели юноши, выступают подстрекателями при физическом буллинге в школе. Определено, что буллинг в школах больше распространен, чем в университетах. При этом выявлено, что в сравнении со школой, вербальный и социальный буллинг в вузах распространены незначительно. Очевидно, это связано с тем, что многие агрессоры буллинга в школе не имели ресурсов для поступления в вузы, либо не имели желания поступать в университеты. Кроме того, в вузах за буллинг грозит отчисление (помимо других видов ответственности). В школу человек приходит вынужденно, а в вуз чаще всего добровольно. Другими словами, можно предположить, что страх быть отчисленным является неким сдерживающим фактором распространения буллинга в вузах. Предлагаются мероприятия по повышению эффективности профилактики буллинга в образовательных учреждениях.
Таланов С.Л. Буллинг в образовательной среде: причины, формы, профилактика // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2021. № 6. С. 30-42.