Автор анализирует взаимодействие общественной морали и государ-ственной политики, аргументируя свои выводы историческими примера-ми и ссылками на этические учения мыслителей разных эпох. Он рас-сматривает нормы и правила политической морали в универсалистском контексте – как базовой ценности междуна...
Автор анализирует взаимодействие общественной морали и государ-ственной политики, аргументируя свои выводы историческими примера-ми и ссылками на этические учения мыслителей разных эпох. Он рас-сматривает нормы и правила политической морали в универсалистском контексте – как базовой ценности международного общения. Их соблю-дение не допускает релятивистского подхода к вопросам, затрагиваю-щим баланс интересов государств и народов, проблемы справедливости в их взаимоотношениях. На практике, однако, как реальная политика, так и правоприменительная практика отнюдь не обязательно отвечают этому требованию, следуя не столько моральным ценностям и справедливости (Justice), сколько давлению наличествующих условий и обстоятельств. В статье характеризуются превращенные формы политической нравственности, в которых стираются грани между добром и злом и которые сливаются с тоталитаристскими идеологиями нацизма, большевизма, исламского фундаментализма, технократизма. По мнению автора, человеческое общество сегодня переживает морально-политический кризис, углубляемый глобализацией. Излагаемые в статье гипотезы, по мнению автора, могут оказаться полезными при поисках выхода из этого кризиса.
The author analyzes the interaction between societal moral and state policy and supports his arguments by the historical examples and references to ethic works of the thinkers of previous epochs. He considers the norms and rules in Universalist terms as the basic value of international communication. Their realization excludes the relativist approach to the balance of state and national interests as well as to the problems of fair relations. However, in practice the real politics as well as the law-enforcement activity do not always meet this requirement since they often follow not the moral principles and justice but the actual circumstances and situation. The article characterizes the transformed forms of political ethic that eliminate the edges between good and evil and which merge with totalitarian ideologies of Nazism, bolshevism, Islamic fundamentalism, and technocratism. The author thinks that today human society experiences a moral and political crisis exacerbated by globalization. The hypotheses offered in the paper in au-thor’s opinion can be useful for searching for the way out of this crisis.