Адвайта-веданта и кашмирский шиваизм представляют собой две самостоятельные монистические системы индийской философии, в каждой из которых философский и религиозно-мистический монизм играет парадигмальную роль. Сравнительный анализ этих двух систем монизма дает возможность рассмотреть философию пока...
Адвайта-веданта и кашмирский шиваизм представляют собой две самостоятельные монистические системы индийской философии, в каждой из которых философский и религиозно-мистический монизм играет парадигмальную роль. Сравнительный анализ этих двух систем монизма дает возможность рассмотреть философию пока еще недостаточно изученного (особенно в отечественной науке) кашмирского шиваизма в сопоставлении с наиболее известной и изученной системой индийской мысли – адвайта-ведантой. Как в адвайта-веданте, так и в кашмирском шиваизме монизм (адвайта) играет парадигмальную роль не только в доктринальных умозрительных
построениях, но и рассматривается в качестве практического метода «узнавания» и постижения уже наличествующего онтологического единства субъекта с универсальным сознанием. Подобный метод присутствует соответственно в непосредственном (апарокша) переживании (анубхути) Атмана адвайта-веданты и «cамоузнавании» (пратьябхиджня) кашмирского шиваизма и является, таким образом, одновременно целью и средством достижения духовного пробуждения и освобождения. У Шанкары, наиболее яркого представителя адвайта-веданты, апарокшанубхути – непосредственное, или интуитивное переживание собственного Атмана, постигаемого как Брахман, хотя и покрытый покровом неведения (авидья). Интуитивное самопостижение собственной природы как Брахмана представляет собой удаление этого покрова. Пратьябхиджня же определяется Абхинавагуптой и другими мыслителями и практиками-йогинами кашмирского шиваизма как постижение имманентного и единого характера Высшей Реальности в мире, состоящем из множества объектов. Эта реализация означает прямое и непосредственное восприятие всех аспектов единой реальности при одновременном осознавании других ее аспектов. Такое «самоузнавание» представляет собой не познание ранее неизвестного, а именно осознанное обнаружение того, что сам индивидуум есть не что иное, как единая Высшая Реальность.
Таким образом, у концептов и методов апарокша-анубхути и пратьябхиджня имеются не только черты сходства, но и различия. Основное различие между двумя этими понятиями заключается в самопознании как «статическом» переживании бездеятельной (нишкрия) природы Атмана (и исчезновении всех иллюзорных «наложений» майи на него) в адвайта-веданте и позитивном «динамическом» способе познания себя как полного активности (шактирупа) сознания, чьим реальным проявлением является мир во всем его многообразии, в кашмирском шиваизме.
Мистическое самопознание в адвайта-веданте и кашмирском шиваизме: непосредственное постижение (апарокша-анубхути) и «самоузнавание» (пратьябхиджня). // Психотехники и измененные состояния сознания в истории религий. Сборник материалов Первой международной научной конференции (14-15 декабря 2012 г., Санкт-Петербург) / Отв. ред. С.В. Пахомов. – СПб.: РХГА, 2013. С. 178-186.