Предметом, рассматриваемым в статье, являются адвайта-веданта и кашмирский шиваизм —
две основные монистические системы индийской философии (соответственно представленные взглядами и тру-
дами Шанкары и Абхинавагупты как наиболее ярких своих предситавителей), в которых философский и религиозно-
мис...
Предметом, рассматриваемым в статье, являются адвайта-веданта и кашмирский шиваизм —
две основные монистические системы индийской философии (соответственно представленные взглядами и тру-
дами Шанкары и Абхинавагупты как наиболее ярких своих предситавителей), в которых философский и религиозно-
мистический монизм играет парадигмальную роль. Предлагаемое в статье сравнение двух парадигм монизма —
адвайты (недвойственности) Шанкары и пара-адвайты (высшей недвойственности) Абхинавагупты — на приме-
ре сопоставляемых представлений об Абсолюте позволяет представить малоизученную философию кашмирского
шиваизма в компаративном соотнесении с самой известной и наиболее изученной системой индийской мысли. Срав-
нение проводится на материале санскритских первоисточников обеих монистических систем, включая позиции и
аргументацию двух великих монистов и обращение к их собственным высказываниям. В частности, рассматрива-
ются представления Шанкары и Абхинавагупты об Абсолюте как центральном концепте их философских доктрин,
представленном в двух различных монистических парадигмах соответственно как «статический» и бездеятель-
ный Абсолют (Брахман) адвайты и «динамический» креативный Абсолют (Ануттара, Шива) пара-адвайты.
Тема, поднятая в статье, достаточно перспективна и актуальна для отечественной философской индологии
в частности и истории философии в целом, поскольку отчасти восполняет досадный пробел — отсутствие ра-
бот по философии кашмирского шиваизма как наиболее изучаемого в настоящее время в зарубежной индологии
направления индийской мысли. Интерес к этому еще сравнительно недавно «не замечаемому» исследователями
направлению в странах Запада способствовал росту внимания к его академическому изучению и в самой Индии.
Между тем, в России литература по кашмирскому шиваизму в основном переводная (с английского) и до сих пор,
за исключением диссертации Н.В. Исаевой, отсутствуют диссертационные исследования по данной теме на рус-
ском языке. Немногочисленные публикации в виде статей и фрагментарных переводов отдельных первоисточни-
ков с санскрита также пока недостаточно восполняют этот пробел.
Автор статьи обращается к санскритским первоисточникам, в большинстве своем остающимся все еще не-
переведенными на русский язык, а также к работам западных и индийских исследователей, вводит в русскоязыч-
ный научный оборот новые концепты, санскритские термины и другую информацию, актуальную не только для
историков философии, но и для культурологов, религиоведов, индологов и междисциплинарных исследований.
Лобанов С.В. Представления об Абсолюте в двух монистических парадигмах
— в адвайте Шанкары и пара-адвайте Абхинавагупты // Философия и
культура. — 2014. - № 3. - С.401-412. DOI:
10.7256/1999-2793.2014.3.11534