В древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — приведены рассказы о заключении договоров и тексты дошедших до нас договоров Руси с Византией 907, 912, 945 и 971 гг. Основное внимание филологов и историков было направлено на исследование языка и содержания этих дипломатических документов. ...
В древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — приведены рассказы о заключении договоров и тексты дошедших до нас договоров Руси с Византией 907, 912, 945 и 971 гг. Основное внимание филологов и историков было направлено на исследование языка и содержания этих дипломатических документов. Но при этом был также особо отмечен неоднократно повторяющийся мотив клятвы руссов-язычников на оружии.
В преамбуле к тексту договора 945 г. приведена развернутая формула клятвы по закону русскому. За клятвопреступление на принявших крещение призывается «возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни», на некрещеных — проклятие, обрекающее на лишение поддержки как христианских, так и языческих высших сил («да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна»), на гибель от своего же оружия и вечное рабство в загробном мире. Мотив наказания клятвопреступников собственным оружием находит параллели в скандинавских сагах. Некоторые ученые выдвигают гипотезу происхождения Руси от балтийских славян, но для балтийских славян, как указал Саксон Грамматик, торжественная клятва скреплялась бросанием камня в воду. Таким образом, к числу уже известных соответствий между сведениями о русах в «Повести временных лет» и мотивами, встречающимися в сагах, следует добавить клятву русов на оружии, зафиксированную в договорах Руси с греками.