Традиции воспитания в иудаизмеЮрковец А.А., Ребенок Е.Д.ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра философии, гуманитарных наук и психологииНаучный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. ЕрмолаеваСемейное воспитание в процессе развития личности играет важнейшую роль. В иудаизм...
Традиции воспитания в иудаизмеЮрковец А.А., Ребенок Е.Д.ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра философии, гуманитарных наук и психологииНаучный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. ЕрмолаеваСемейное воспитание в процессе развития личности играет важнейшую роль. В иудаизме, как и в любой другой религии, есть свои принципы и особенности воспитания, основанные на Торе, Танахе и Талмуде. К основным принципам относятся хесед, возможность раскаяния, воспитание собственным примером, свобода личности, йецер-ара, ответственность за воспитание детей возложена на отца, на детей нельзя гневаться и ругать прилюдно.Самый главный принцип - хесед (человеколюбие) - находит свое отражение абсолютно во всех областях жизни иудея. Еще один принцип воспитания, возможность раскаяния, утверждает, что грех содержится в том или ином поступке отдельного человека, поэтому и искупление греха должно также исходить от него. Требуется не словесное признание грехов и не внешнее покаяние, а честное раскаяние.Главным аспектом воспитания является то, что нельзя учить ребенка тому, чего не делаешь сам. Только собственным примером можно привить ребенку правильные качества. Ребенок является автономной личностью. Ему нельзя ничего навязывать, ограничивать в его проявлениях, можно только помочь ему в собственном выборе, делясь опытом. С ребенком нужно общаться на равных.В традиционном иудаизме обязанность воспитания детей лежит не на матери, а на отце. Весь процесс образования в жизни ребенка корректирует отец: он выбирает для ребенка ешиву (высшее религиозное заведение, еврейский аналог духовной семинарии), помогает в выборе спутника жизни и т.д.Нельзя гневаться на ребенка, можно только имитировать данное состояние в воспитательных целях, так как в гневе человек не контролирует себя и может совершить непоправимые действия. Вся критика должна идти через предварительную похвалу.Также в иудаизме есть такое понятие, как йецер-ара (плохое начало). Его задача: подтолкнуть человека к плохому выбору. Изначально действия ребенка управляются только лишь этим началом, затем он учится им управлять, делая правильный выбор, а родители должны ему в этом помогать. Высказывать негативные замечания ребенку стоит только наедине. Отец имеет право ударить ребенка, если он этого заслуживает.Таким образом, наиболее важными принципами воспитания в иудаизме являются уважение к человеку, свобода выбора, помощь ребенку в самореализации и т.д. Иудеи полагают, что «лучше не научить ребенка какому-то практическому знанию, чем привить к нему комплекс неполноценности и неверия в собственные силы...».Литература1) Жерар Кан. Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание. Москва. 2000.2) http://toldot.ru/cycles/cycles_341.html (дата обращения 09.11.2015)
Юрковец А.А., Ребенок Е.Д. Традиции воспитания в иудаизме // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 5, Issue 12, 2016, pp. 1468-1468