Найдено научных статей и публикаций: 5, для научной тематики: Орнамент
1.
О. В. Кузнецова (Алматы, Казахстан)
- Stratum Plus Journal , 2015
В статье вводится в научный оборот поливная керамика золотоордынского городища Сарайчик и осуществляется ее классификация на основе типологической схемы, предложенной Н. М. Булатовым и Г. А. Федоровым-Давыдовым. Поливная керамика Сарайчика разделяется на красноглиняную и кашинную.
Красноглиняная ке...
В статье вводится в научный оборот поливная керамика золотоордынского городища Сарайчик и осуществляется ее классификация на основе типологической схемы, предложенной Н. М. Булатовым и Г. А. Федоровым-Давыдовым. Поливная керамика Сарайчика разделяется на красноглиняную и кашинную.
Красноглиняная керамика различается по цвету поливы: выделяются сосуды с прозрачной поливой зеленого, желтого и коричневого цвета, а также с бесцветной поливой. По способу орнаментации выделяется керамика с подглазурной гравировкой, с подглазурной росписью, сочетающая оба эти приема, а также керамика со штампованным орнаментом по ангобу под поливой.
Кашинная керамика Сарайчика разделена на два отдела: с прозрачной и непрозрачной поливой, с последующим выделением внутри этих отделов групп по цвету поливы и типов по способу орнаментации. Керамика с бесцветной и с прозрачной бирюзовой или ультрамариновой поливой орнаментировалась подглазурной полихромной росписью с подглазурным рельефом или росписью без рельефа, реже встречается штампованный орнамент под бирюзовой поливой. Присутствует т. н. «тимуридская керамика» со своеобразным сложным расписным орнаментом. Кроме того, выделяется керамика с полихромной надглазурной росписью по ультрамариновой поливе (ладжвардин) и керамика с росписью эмалями по белой глухой поливе (минаи).
Коллекция керамики Сарайчика продолжает пополняться в процессе полевых исследований и требует дальнейшего более подробного и тщательного изучения.
2.
В. С. Синика (Тирасполь, Молдова), В. А. Меньшикова (Ростов-на-Дону, Россия), Н. П. Тельнов (Кишинев, Молдова)
- Stratum Plus Journal , 2014
В статье анализируются лепные курильницы из Северного Причерноморья IV—I в. до н. э. С учётом значительного количества курильниц, обнаруженных при исследовании скифского могильника у с. Глиное в Поднестровье, осуществлена ревизия всех известных подобных находок. Предложена типология этих сосудов. Об...
В статье анализируются лепные курильницы из Северного Причерноморья IV—I в. до н. э. С учётом значительного количества курильниц, обнаруженных при исследовании скифского могильника у с. Глиное в Поднестровье, осуществлена ревизия всех известных подобных находок. Предложена типология этих сосудов. Обосновывается происхождение
каннелированных курильниц от аналогичных сосудов, распространённых у меотских племён Прикубанья. Намечен путь их проникновения в Северное Причерноморье. Курильницы с орнаментом, включающим солярные символы, по всей видимости, представляют крымскую традицию в изготовлении подобных сосудов. Вероятно, «ёлочный» орнамент и орнамент в виде групп линий, пучком опускающихся вниз от линии на плече сосуда, имеют скифское происхождение. Более сложен вопрос о происхождении курильниц без орнамента: часть из них — с выделенной ножкой — может
свидетельствовать о греческом влиянии на изготовление сосудов; другая часть — с плоским дном — об использовании формы скифского лепного горшка.
3.
С. Б. Вальчак (Москва, Россия)
- Stratum Plus Journal , 2014
Статья посвящена анализу погребальных комплексов с орнаментированными сосудами западного варианта кобанской культуры. Рассматриваются сосуды с одним из многих мотивов орнамента, который представляет собой ряды
вдавлений на поверхности сосуда в виде черточек, сделанных ногтем, палочкой или представл...
Статья посвящена анализу погребальных комплексов с орнаментированными сосудами западного варианта кобанской культуры. Рассматриваются сосуды с одним из многих мотивов орнамента, который представляет собой ряды
вдавлений на поверхности сосуда в виде черточек, сделанных ногтем, палочкой или представляющие собой пальцевые вмятины. Предложена типология сосудов с данным типом орнамента. Проведен анализ 40 погребений с такими сосудами, совершенных в ямах или каменных ящиках. Также рассмотрены три комплекса с подобной керамикой, находящиеся за пределами основного ареала культуры, использованы материалы некоторых поселений и случайные находки. На основании материалов из погребений предложено их хронологическое распределение и намечено развитие форм
сосудов с рассматриваемым мотивом орнамента.
4.
В. Н. Кузнецова (Санкт-Петербург, Россия).
- Stratum Plus Journal , 2012
В статье рассматриваются полые орнитоморфные подвески VI—X вв. Практически каждой разновидности
прикамских подвесок VI—VII вв. соответствует усложненное изображение, содержащее черты одоплавающей птицы и лося. На основании сопоставления орнаментального решения и формы корпуса предлагается классифик...
В статье рассматриваются полые орнитоморфные подвески VI—X вв. Практически каждой разновидности
прикамских подвесок VI—VII вв. соответствует усложненное изображение, содержащее черты одоплавающей птицы и лося. На основании сопоставления орнаментального решения и формы корпуса предлагается классификация подвесок VII—IX вв. Изделия группы 1 наиболее типичны для Прикамья, несколько находок также зафиксировано в Поволжье. Подвески группы 2 являются местным копированием западносибирских образцов.
5.
Е. Р. Михайлова (Санкт-Петербург, Россия).
- Stratum Plus Journal , 2012
Для культуры псковских длинных курганов характерны разнообразные пластинчатые металлические изделия с рельефной орнаментацией. Сходный орнамент отмечен также на литых и резных изделиях. В статье анали-
зируются элементы орнамента и их соотношение, в том числе стратиграфическое; предлагается относит...
Для культуры псковских длинных курганов характерны разнообразные пластинчатые металлические изделия с рельефной орнаментацией. Сходный орнамент отмечен также на литых и резных изделиях. В статье анали-
зируются элементы орнамента и их соотношение, в том числе стратиграфическое; предлагается относительная хронология элементов орнамента. На основе проведенного анализа реконструируется хронологическая последовательность конкретных погребений культуры псковских длинных курганов.