Статья посвящена комплексному археологическому, историко-культурному, трасологическому, иконографическому анализу и семантико-этнической интерпретации уникального антропоморфного изображения на керамическом кувшине водоносного и столового назначения, найденном на городище Ушбастобе I—IV вв. (долина ...
Статья посвящена комплексному археологическому, историко-культурному, трасологическому, иконографическому анализу и семантико-этнической интерпретации уникального антропоморфного изображения на керамическом кувшине водоносного и столового назначения, найденном на городище Ушбастобе I—IV вв. (долина р. Угам, Южный Казахстан) в 2015 г. Приведены различные версии семантической трактовки изображения, ключевая из которых — это фарн-хварна (xvarənah), родовое (клановое, домашнее) божество (культ) с множеством ипостасей (жизненное благополучие, здоровье, достаток, счастье, оберег от злых сил и другое). Его иконографические истоки имеют отношение к традициям изобразительного искусства и религиозным представлениям древних этносов Евразии позднего железного века, и вместе с тем носят выраженные автохтонные особенности, присущие оседло-земледельческому народонаселению локального горного региона. В этнокультурном плане антропоморфное изображение в предложенном семантико-функциональном варианте (фарн-хварна) связывается с государством Кангюй (Канцзюй), а также кругом ираноязычных племён скифо-сако-сарматского мира, где этот культ в древности был широко распространён.