Статья посвящена вопросам хронологии, эволюции и конструктивным особенностям головного убора с пластинчатым очельем, который встречается в погребальных комплексах конца X – XI вв. в районах Южного Днепровского Левобережья.
Нижняя граница бытования очелий определяется материалами клада, найденого у...
Статья посвящена вопросам хронологии, эволюции и конструктивным особенностям головного убора с пластинчатым очельем, который встречается в погребальных комплексах конца X – XI вв. в районах Южного Днепровского Левобережья.
Нижняя граница бытования очелий определяется материалами клада, найденого у с. Жидеевка (Курская обл., Россия). Хронологически его относят ко второй половине 980-х гг. и связывают с событиями, приведшими к окончательному включению северной территории в состав Киевской Руси.
В результате создания Владимиром особой буферной полосы вдоль р. Сейм единое северянское население было разделено на 2 части, каждая из которых обладала своим собственным комплексом этноопределяющих украшений. Таким образом, территории к югу от Сейма характеризуются спиральными кольцами и пластинчатыми серебрянными очельями без орнамента с оформленными в виде крючков концами. Они являются типичными для женских погребальных головных уборов северянских групп, обитавших в верховьях Сулы, Псла и Ворсклы в первой половине XI в.
Анализ погребальных комплексов Гочевского курганного могильника (Курская обл., Россия) выявил группу женских захоронений, объединённых наличием в их инвентарях пластинчатых очелий. Факт нахождения очелий в захоронениях представительниц верхнедеснинских северян, радимичей и, предположительно, вятичей, может свидетельствовать о включении переселенцев с этих территорий в родо-племенные структуры местных северян, признании за ними статуса, которым те обладали в местах своего прежнего обитания, и о последующей полной культурной ассимиляции.
Идентификация некоторых промежуточных групп в пределах погребальных комплексов с очелиями позволяет достоверно датировать их бытование в пределах нескольких десятилетий и определить верхнюю дату бытования очелий второй четвертью IX в., время, когда они сначала сосуществовали, а затем были заменены головными венчиками, бывшими в обиходе на протяжении всей второй половины XI в.
В статье предпринимается попытка реконструировать головной убор и комплексы украшений южных северян в конце X – XI вв. В работе содержатся рисунки вещей, планы и фотографии захоронений и графические реконструкции.