Изучение плинфы, происходящей из храмов Новгородской земли, датируемых первой половиной XII в., произведенное в соответствии с методикой, разработанной сотрудниками сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, позволило автору предположить деятельность на этой территории ряда группиро...
Изучение плинфы, происходящей из храмов Новгородской земли, датируемых первой половиной XII в., произведенное в соответствии с методикой, разработанной сотрудниками сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, позволило автору предположить деятельность на этой территории ряда группировок плинфотворителей. К работе первой группировки мастеров, работавших в Новгороде, автор относит плинфы Георгиевского собора Юрьева Монастыря, Николо-Дворищенского собора, церкви Иоанна на Опоках; ко второй — церкви Благовещенья на Городище, Рождественского собора, а, возможно, и трапезной Антоньева монастыря. При строительстве Иоанновского собора во Пскове, вероятно, использовались плинфы двух видов. Мастера применяли плинфы, изготовленные как в разъемной, так и в жесткой форме. Первый тип плинф Иоанновского собора, возможно, восходит к традициям первой группировки новгородских плинфотворителей первой половины XII в., второй же сопоставим с Новгородскими плинфами конца XII в., а также с плинфами храмов Старой Ладоги. В сооружении церкви Димитрия Солунского во Пскове, возможно, участвовали мастера, ранее не работавшие на территории Новгородской земли. На памятниках Старой Ладоги, вероятно, прослеживается слияние различных традиций плинфотворения, характерных для Новгородской земли в XII в.