Найдено научных статей и публикаций: 3, для научной тематики: Венеты
1.
П. В. Шувалов (Санкт-Петербург, Россия)
- Stratum Plus Journal , 2015
Рассказ Корнелия Непота о неких «индах», потерпевших кораблекрушение у берегов Германии (восстанавливаемый на основе сравнения текстов Плиния и Мелы и реконструкции изначального текста) позволяет утверждать следующее. Где-то на балтийском побережье, на восток от Германии (на восток от Вислы?), наход...
Рассказ Корнелия Непота о неких «индах», потерпевших кораблекрушение у берегов Германии (восстанавливаемый на основе сравнения текстов Плиния и Мелы и реконструкции изначального текста) позволяет утверждать следующее. Где-то на балтийском побережье, на восток от Германии (на восток от Вислы?), находилась зона расселения некой группы венедов, которые оттуда иногда плавали по делам коммерции. Возможно, некоторые галльские венеты доплывали до балтийских венедов. Язык балтийских венедов, вполне возможно, достаточно сильно отличался от языка/ов кельтов Цизальпийской Галлии и от языка германцев. Скорее всего, германцы не делали большого различия между венедами Балтики и венетами Галлии.
2.
П. В. Шувалов (Санкт-Петербург, Россия)
- Stratum Plus Journal , 2000
Согласно «Гетике» Иордана (который в своей работе перелагает текст Кассиодора), венеты были очень многолюдны, но крайне невоинственны, а анты — героический и сильный народ. Посыл этих фраз в тексте Иордана основывается на эпических готских источниках. Автор полагает, что эти идеи о доблестных антах...
Согласно «Гетике» Иордана (который в своей работе перелагает текст Кассиодора), венеты были очень многолюдны, но крайне невоинственны, а анты — героический и сильный народ. Посыл этих фраз в тексте Иордана основывается на эпических готских источниках. Автор полагает, что эти идеи о доблестных антах и беспомощных венетах являются следами мифологической или, лучше сказать, эпической готской традиции. К этому можно добавить интересную деталь: дважды описания многочисленных и невоинственных венетов в тексте «Гетики» связаны друг с другом упоминанием рядом с ними Океана, гуннов и эстов. Такие представления о венетах и антах существовали в культуре готов также в конце V — начале VI вв. Возможно, готские наёмники и военачальники готского происхождения в восточно-римской армии знали об этой традиции. Поэтому готское эпическое изображение венетов должно было способствовать тому, что Юстиниан не проявил особого интереса к обеспечению обороноспособности в Восточных Балканах против склавинов во время готской войны. Образ доблестных антов, возможно, подтолкнул Константинополь к заключению с ними мирного договора.
3.
Р. В. Терпиловский (Киев, Украина)
- Stratum Plus Journal , 2011
Автор выделяет ряд стадий в развитии киевской и черняховской культур. В середине III — начале IV вв. носители черняховской культуры проникают довольно далеко на восток и достигают верховьев Дона. В Левобережье Днепра черняховское население расселяется чересполосно с киевским. В Среднем Поднепровье г...
Автор выделяет ряд стадий в развитии киевской и черняховской культур. В середине III — начале IV вв. носители черняховской культуры проникают довольно далеко на восток и достигают верховьев Дона. В Левобережье Днепра черняховское население расселяется чересполосно с киевским. В Среднем Поднепровье граница между культурами проходит по р. Стугне. На поселении Глеваха недалеко от Киева черняховский слой накладывается на киевский. Схожая ситуация прослеживается на ряде других памятников Левобережья. Киевские памятники в IV в. расположены исключительно севернее и восточнее черняховского ареала. Автор связывает эту ситуацию с войнами, которые вёл предводитель готов Германарих с венетами. Нашествие гуннов в 375 г. снова меняет положение дел. С одной стороны, носители черняховской культуры продвигаются на север (погребения, обнаруженные вблизи Киева), с другой стороны — носители киевской культуры возвращаются на юг: селища Слободка 4, Сенча, Курган-Азак. Это совпадает с периодом военных конфликтов готов Винитария, преемника Германариха, с антами. В первой половине V в. наблюдается угасание обеих культур, а на их основе формируются памятники раннеславянской пеньковской культуры.