Особенности кремневого инвентаря поздневалдайских памятников с мамонтовым хозяйством.
В приледниковой области центра Русской равнины, включающей бассейны верхнего течения Днепра, Волги и Дона, располагается значительное число верхнепалеолитических стоянок. В данном исследовании проводится типологич...
Особенности кремневого инвентаря поздневалдайских памятников с мамонтовым хозяйством.
В приледниковой области центра Русской равнины, включающей бассейны верхнего течения Днепра, Волги и Дона, располагается значительное число верхнепалеолитических стоянок. В данном исследовании проводится типологическая классификация кремневого инвентаря с памятников, датируемых постграветтийским периодом. Были выделены две хронологические группы или два этапа. На раннем этапе, связанным с верхней границей максимума похолодания валдайского оледенения, в комплексах преобладают орудия на достаточно крупных пластинах. Кроме обычных орудий присутствует серия острий на пластинчатых заготовках, иногда с поперечно ретушированным основанием; микропластинки с притупленным краем имеют естественные, редко острийные завершения с ретушью. Широко распространен прием усечения ретушью концов орудий, а также прием вентральной обработки концов. Среди резцов и острий преобладают поперечно-скошенные и выемчатые формы концов. На втором этапе большинство орудий изготовлено на средних и мелких пластинчатых заготовках; острия с дугообразно ретушированным краем сделаны преимущественно из микропластинок. Среди микропластинок с притупленным краем устойчивой серией представлены прямоугольники с поперечно ретушированными концами. Острия и резцы изготавливались на естественных концах заготовок, они часто имели выпукло-ретушную форму; вентральная обработка почти не практиковалась. Соответственно, динамика развития инвентаря поздневалдайских памятников состоит в стремительном изживании граветтийских традиций, уменьшении размеров заготовок и упрощении приемов обработки орудий. Поэтому термин «эпиграветт» как культурное явление, видимо, сейчас рассматривать нельзя. Единственное явление, которое следует рассмотреть, - это хронологическая последовательность граветтийских и постграветтийских памятников, поскольку культурная преемственность и постепенное развитие не доказаны. Постграветтийские памятники прошли свою эволюцию, включавшую два этапа. Период позднего Валдая в центре Русской равнины характеризовался исчезновением граветтийских традиций, прежде всего, в кремневой индустрии и лишь во второй степени — в искусстве. Происхождение постграветтийских памятников восходит к максимуму похолодания валдайского оледенения, что разделяет две археологические эпохи.