В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Основными показателями здоровья детей яляются уровень физического, нервно-психического, инте...
В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Основными показателями здоровья детей яляются уровень физического, нервно-психического, интеллектуального развития; функциональная и социальная адаптация, т.е. способность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма; сопротивляемость по отношению к болезнетворным и стрессогенным неблагоприятным воздействиям; отсутствие или наличие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний (Ю.Е. Вельтищев).
Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков актуализирует задачу сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Несомненно, ее решение требует комплексного подхода, повышения уровня и качества жизни населения. Однако здоровье человека во многом зависит от самого человека, его образа жизни, мысли, привычек, отношения к себе и собственному здоровью. Потребность в здоровом образе жизни и ценностное отношение к здоровью необходимо формировать уже на этапе дошкольного детства.
До недавнего времени забота о сохранении и укреплении физического, психического, духовно-нравственного здоровья ребенка-дошкольника была прерогативой взрослых — родителей, педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, сегодня сам ребенок активно включается в этот процесс как субъект здоровьесберегающей деятельности. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образоват ельная область «Здоровье», ее содержание направлено на охрану здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Разрабатываются и внедряются в практику дошкольного образования программы и технологии формирования основ здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, базирующиеся на активности самого ребенка. Современная система здоровьесбережения в дошкольном учреждении — это не только здоровьесберегающая среда, комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий по
охране и укреплению здоровья ребенка-дошкольника, но и широкая педагогическая работа по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни и культуре здоровья, формированию их здоровьесберегающей компетентности, опыта здоровьесозидания и привычки к здоровому образу жизни.
Данный номер журнала посвящен вопросам формирования основ здорового образа жизни и культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Раскрывается содержание понятия «здоровый образ жизни дошкольника» и его основные компоненты, характеризуется здоровьесберегающая компетентность ребенка-дошкольника.
Описываются механизм, формы и методы формирования ценностей здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, представляются различные подходы к решению этой задачи: приобщение к национальным традициям в формировании культуры здоровья, интеграция двигательной и познавательной деятельности детей в здоровьесберегающем пространстве детского сада, олимпийское образование дошкольников и др.
Большое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в целях повышения ее роли в оздоровлении и формировании у детей привычки к здоровому образу жизни.
Рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении и семье.