Найдено научных статей и публикаций: 7, для научной тематики: Иоанн Скилица
1.
С.А. Козлов
, 2016
Эпико-героический образ Святослава Игоревича, сохраненный в византийских и древнерусских источниках, объясняется фольклорным происхождением сказаний о нем, лежащих в основе этих текстов. Исходя из повествования ПВЛ, можно предполагать существование на Руси целого цикла сказаний о Святославе, бытовав...
Эпико-героический образ Святослава Игоревича, сохраненный в византийских и древнерусских источниках, объясняется фольклорным происхождением сказаний о нем, лежащих в основе этих текстов. Исходя из повествования ПВЛ, можно предполагать существование на Руси целого цикла сказаний о Святославе, бытовавших в форме дружинных песен типа «слав», воспевавших подвиги русского князя-воителя. Фольклорные сказания о Святославе циркулировали не только в древнерусской, но и в тюрко-кочевнической и византийской традициях. Вариативность параллельных эпизодов Льва Диакона и Иоанна Скилицы, посвященных одним и тем же героям и событиям Балканских походов Святослава, позволила предположить существование в фольклоре византийцев целого цикла героических сказаний о войнах с русами.
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2016. № 1. С. 82–99 (RSCI:26319979; DOI:10.21638/11701/spbu19.2016.106).
2.
С.А. Козлов
, 2013
Статья посвящена изучению первоисточников и каналов получения оригинальных этнокультурных и историко-географических сведений о печенегах, зафиксированных в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» и хронике Иоанна Скилицы «Обозрение историй». Исходя из анализа печенежской (тюркск...
Статья посвящена изучению первоисточников и каналов получения оригинальных этнокультурных и историко-географических сведений о печенегах, зафиксированных в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» и хронике Иоанна Скилицы «Обозрение историй». Исходя из анализа печенежской (тюркской) ономастики этих источников, делается вывод, что лежащие в их основе сведения были доступны придворным константинопольским авторам при посредничестве «византийских тюрок» — принявших православие и перешедших на византийскую службу печенегов, часть из которых нам известна поименно (Иоанн Богас и Иоанн Кеген). Среди прочего, об этом свидетельствует прямая корреляция между количеством печенежской лексики и упоминаниями о печенегах на имперской службе в рассмотренных византийских текстах (Константин Багрянородный: 27 тюркизмов печенежского происхождения — Иоанн Богас; Иоанн Скилица: 11 тюркизмов — Иоанн Кеген). В Приложении приводится дополненная и исправленная сводка печенежских глосс, зафиксированных в трудах Константина Багрянородного и Иоанна Скилицы, выверенная с учетом современной научной литературы, включая визуальные и электронные ресурсы, и новейших критических изданий византийских текстов, вышедших уже после смерти Дь. Моравчика и поэтому не учтенных в его компендиуме.
Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2013. Vol. 20. С. 103–127.
3.
С. А. Козлов (Тюмень, Россия)
- Stratum Plus Journal , 2013
Статья посвящена изучению источниковедческой основы параллельных рассказов Льва Диакона и Иоанна Скилицы о битве войска императора Иоанна Цимисхия с дружиной князя Святослава Игоревича под Доростолом (совр. Силистра, Болгария) в 971 г. Сюжетно-мотивный анализ этих и ряда других близких рассказов Льв...
Статья посвящена изучению источниковедческой основы параллельных рассказов Льва Диакона и Иоанна Скилицы о битве войска императора Иоанна Цимисхия с дружиной князя Святослава Игоревича под Доростолом (совр. Силистра, Болгария) в 971 г. Сюжетно-мотивный анализ этих и ряда других близких рассказов Льва Диакона и Скилицы о балканской кампании Святослава продемонстрировал их содержательное и структурное сходство с мотивами, характерными для эпоса грекоязычного населения Балкан, в частности, героических поэм о Дигенисе Акрите и сыне Андроника. Высказывается предположение о том, что Лев Диакон и Скилица в своих описаниях батальных сцен брализа образец популярные в Византии героические песни и/или новеллы о ратных подвигах ромейских императоров и полководцев. Вариативность параллельных эпизодов Льва и Скилицы, посвященных одним и тем же героям и событиям, позволила предположить существование в фольклоре византийцев целого цикла героических сказаний о балканских походах Святослава, отразившихся в византийском историописании как «русская» война Цимисхия.
4.
С.А. Козлов
, 2013
Статья посвящена изучению источниковедческой основы параллельных рассказов Льва Диакона и Иоанна Скилицы о битве войска императора Иоанна Цимисхия с дружиной князя Святослава Игоревича под Доростолом (совр. Силистра, Болгария) в 971 г. Сюжетно-мотивный анализ этих и ряда других близких рассказов Льв...
Статья посвящена изучению источниковедческой основы параллельных рассказов Льва Диакона и Иоанна Скилицы о битве войска императора Иоанна Цимисхия с дружиной князя Святослава Игоревича под Доростолом (совр. Силистра, Болгария) в 971 г. Сюжетно-мотивный анализ этих и ряда других близких рассказов Льва Диакона и Скилицы о балканской кампании Святослава продемонстрировал их содержательное и структурное сходство с мотивами, характерными для эпоса грекоязычного населения Балкан, в частности, героических поэм о Дигенисе Акрите и сыне Андроника. Высказывается предположение о том, что Лев Диакон и Скилица в своих описаниях батальных сцен брали за образец популярные в Византии героические песни и/или новеллы о ратных подвигах ромейских императоров и полководцев. Вариативность параллельных эпизодов Льва и Скилицы, посвященных одним и тем же героям и событиям, позволила предположить существование в фольклоре византийцев целого цикла героических сказаний о балканских походах Святослава, отразившихся в византийском историописании как «русская» война Цимисхия.
Stratum plus: Археология и культурная антропология. 2013. № 5. С. 151–160.
5.
С.А. Козлов
, 2013
В центре настоящей статьи — элементы фольклорного происхождения, содержащиеся в рассказе Иоанна Скилицы о разгроме печенегов патрикием Иоанном Алакасом в период балканской кампании князя Святослава. Специальное внимание уделено выявлению на материале византийского историописания реминисценций утраче...
В центре настоящей статьи — элементы фольклорного происхождения, содержащиеся в рассказе Иоанна Скилицы о разгроме печенегов патрикием Иоанном Алакасом в период балканской кампании князя Святослава. Специальное внимание уделено выявлению на материале византийского историописания реминисценций утраченных «героических новелл», специфических фольклорных сказаний, широко распространенных в Византии после военных успехов Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия и использовавшихся придворными историографами для создания героизированных портретов реально существовавших личностей (императоров, полководцев, прославленных воинов) и описаний их подвигов в войнах с иноземцами.
Электронный научно-образовательный журнал «История». 2013. Т. 4/5. URL: http://history.jes.su/s207987840000573-9-1.
6.
С.А. Козлов
, 2015
В статье анализируется византийская традиция, посвященная крещению печенежских вождей Кегена и Тираха и их окружения императором Константином IX Мономахом в конце 40-х гг. XI в. (Иоанн Мавропод, Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Иоанн Скилица). Эти сообщения широко используются как источник по истории ...
В статье анализируется византийская традиция, посвященная крещению печенежских вождей Кегена и Тираха и их окружения императором Константином IX Мономахом в конце 40-х гг. XI в. (Иоанн Мавропод, Михаил Пселл, Михаил Атталиат, Иоанн Скилица). Эти сообщения широко используются как источник по истории византийской миссии, в частности для выявления особенностей христианизации тюркских номадов, образа крещеных «варваров» в византийской литературе и т.д. Автор рассматривает обращение печенегов в христианство с военно-политической точки зрения, и приходит к выводу, что византийское крещение северных номадов имело целью их интеграцию в византийское «христолюбивое воинство» в качестве союзников империи. Среди прочего, в пользу такого толкования говорит непременный военный контекст, сопутствующий крещению печенегов в византийской литературе.
Электронный научно-образовательный журнал «История». 2015. Т. 6/1. URL: http://history.jes.su/s207987840000954-8-2 (DOI:10.18254/S0000954-8-2).
7.
С.А. Козлов
, 2011
В статье анализируются сообщения византийских авторов об участии печенегов в русской кампании императора Иоанна Цимисхия (969–976). Автор уделяет специальное внимание проблеме первоисточников и особенностям развития византийской исторической литературы X–XII вв....
В статье анализируются сообщения византийских авторов об участии печенегов в русской кампании императора Иоанна Цимисхия (969–976). Автор уделяет специальное внимание проблеме первоисточников и особенностям развития византийской исторической литературы X–XII вв.
Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 2. С. 33–40.