Психологические и социальные факторы развития синдрома вегетативной дистонии у школьниковПопова О.В, Нестерова Н.К.Научный руководитель: к.м.н., ассистент Шоломова Е.И.ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского» Минздрава РоссииКафедра нервных болезнейАктуальность. Синдром вегетативной дистонии ...
Психологические и социальные факторы развития синдрома вегетативной дистонии у школьниковПопова О.В, Нестерова Н.К.Научный руководитель: к.м.н., ассистент Шоломова Е.И.ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского» Минздрава РоссииКафедра нервных болезнейАктуальность. Синдром вегетативной дистонии (СВД) - состояние, которое характеризуется нарушениями вегетативной регуляции работы внутренних органов. Наиболее широко СВД распространен в препубертатном и пубертатном периодах. Причины, способствующие возникновению СВД у школьников, до сих пор представляют актуальные вопросы. Изменение психофизиологического состояния ребенка зачастую рассматривают как вероятный предиктор данной патологии. Однако подробных работ, посвященных этой теме, достаточно мало.Целью работы явилось выявление влияния социальных и психологических факторов на развитие СВД у школьников.Материалы и методы. Были обследованы 20 детей, находящихся на лечении в неврологическом стационаре по поводу СВД. Возраст колебался от 7 до 14 лет. Мальчиков было 8 человек, девочек - 12. У 10 детей диагноз ВСД был установлен менее года назад, у 8 - от года до 3 лет, 2 детей состояли на учете по поводу ВСД более 3 лет. Кроме того, была набрана группа контроля из 20 учащихся средней школы (контрольная группа) не имеющих заболеваний нервной системы.Была разработана анкета, включающая в себя опросники по социальным данным ребенка, его самооценке, поведенческим характеристикам. Родители детей подписывали информированное согласие на включение в исследовании и участвовали в анкетировании.Результаты. 15 детей (75%) с СВД оказались из неполных семей. Среди школьников группы сравнения этот показатель был достоверно ниже и составлял 30%. 4 ребенка (20%) из основной группы были из социально неблагополучных семей, в то время как среди обследованных детей без неврологических заболеваний такой зависимости не наблюдалось ни в одном случае.Так же были определены психологические особенности, способствовавшие возникновению СВД в детском возрасте. К ним были отнесены изменение самооценки (завышенная или заниженная самооценка), замкнутость, страх перед сверстниками или взрослыми, обусловленный взаимоотношениями внутри семьи, чрезмерная активность, агрессивное поведение во время общения.Выводы. Имеется достоверная связь возникновения СВД с социальными факторами и психологическими особенностями детей. Выявление этих факторов может оказать помощь в определении групп риска развития ВСД и своевременного начала работы школьных психологов с такими детьми.
Нестерова Н.К., Попова О.В. Психологические и социальные факторы развития синдрома вегетативной дистонии у школьников // Бюллетень медицинских Интернет-конференций, Vol. 3, Issue 2, 2013, pp. 270-270