В статье рассматриваются психические образы и внутренние, присубъектные модели, являющиеся регуляторами профессиональной деятельности человека. Показана роль концептуальной модели как внутреннего средства деятельности субъекта, создаваемое в процессе профессионального обучения. На основе ин-женерно-...
В статье рассматриваются психические образы и внутренние, присубъектные модели, являющиеся регуляторами профессиональной деятельности человека. Показана роль концептуальной модели как внутреннего средства деятельности субъекта, создаваемое в процессе профессионального обучения. На основе ин-женерно-психологического подхода к профессиональным деятельностям рас-крываются основные компоненты концептуальной модели, показана возмож-ность их воспроизведения в учебных целях. Исходя из целей профессионализа-ции человека, объективизированная модель профессии рассматривается как со-вокупность трех субмоделей: профессиональной среды; профессиональной деятельности; профессионального самосознания (профессиональной Я-концепции). Модель профессиональной деятельности, отображающая психоло-гическую систему деятельности, представляет иерархическую структуру, включающую несколько рабочих подмоделей. Последовательное освоение этих рабочих моделей образует траекторию профессионального становления чело-века. Процесс профессионализации сопровождается интериоризацией обучае-мым профессиональной модели. Этот процесс является немонотонным, имею-щим свои закономерности, которые могут быть объяснены с помощью транс-формационной теории обучения, разработанной в инженерной психологии. В качестве цели профессионального образования и профессиональной подготов-ки рассматривается формирование у обучаемого концептуальной модели дея-тельности, обеспечивающей решение большинства профессиональных задач, а также формирование адекватной Я-концепции. Важнейшим принципом успеш-ной интериоризации нормативной модели профессии и формирования психо-логической структуры деятельности является снятие неопределенности между представлением субъекта о внешнем профессиональном мире и поступающей о нем актуальной информацией. Раскрываемые в статье психологические меха-низмы профессионализации ориентирую на создание информационных обу-чающих моделей профессии и ее составляющих субмоделей, способствующих повышению эффективности профессионального обучения и профподготовки.
Ежеквартальный рецензируемый электронный ж-л Международного Форума «Образовательные Технологии и Общество». Том 13. 2010. № 4. С. 299-318. ISSN 1436-4522.