Развитие транспортных сетей наряду с развитием Интернета и компьютеризацией финансовых систем - одна из главных причин развития процессов глобализации в мире. Однако транспортные сети устроены таким образом, что невозможно материальным трафиком связать каждую точку экономического пространства. Поэто...
Развитие транспортных сетей наряду с развитием Интернета и компьютеризацией финансовых систем - одна из главных причин развития процессов глобализации в мире. Однако транспортные сети устроены таким образом, что невозможно материальным трафиком связать каждую точку экономического пространства. Поэтому в мире возникают региональные транспортные узлы (hub), действующие, как правило, в точках пересечения международных, национальных или локальных транспортных коридоров. Рассматривая систему транспортных узлов (комплексов) на территории России, можно выделить узлы международного и федерального уровня, зона влияния которых распространяется на крупные экономические районы - Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральную Россию, ее Юг и Северо-Запад. В определенной мере можно говорить о том, что такие узлы в значительной степени соответствуют семи федеральным округам: Северо-Западному, Центральному, Южному, Поволжскому, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному. Однако жестко привязывать их к федеральным округам нельзя, так как зона влияния узлов не всегда полностью совпадает с границами округов. Так, Новосибирский транспортный узел включает в зону своего влияния Тюменскую область, обслуживая нефтегазовые регионы Тюмени. При этом Тюменская область находится в составе Уральского, а не Сибирского федерального округа, в который входит Новосибирская область.
Железнодорожный транспорт. 2009. № 5. С. 29-33.