В статье рассматриваются основные теоретические подходы к анализу политики социокультурной интеграции; изучается теоретическая традиция исследования проблем интеграции, связанная с концептуальным противоборством теорий конфликта, гражданства, мультикультурализма, неофункционализма, нормативных конце...
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к анализу политики социокультурной интеграции; изучается теоретическая традиция исследования проблем интеграции, связанная с концептуальным противоборством теорий конфликта, гражданства, мультикультурализма, неофункционализма, нормативных концепций политической интеграции. Противоречие заключается в трактовке интеграции как способа деэскалации этнорегиональных конфликтов в плюралистических обществах, при этом конфликтологи опираются на анализ конфликтогенной природы этничности; мультикультуралисты исходят из нормативности культурного плюрализма и этнической идентичности; представители неофункционалистской парадигмы, теории гражданства и нормативных концепций политической интеграции интерпретируют статус этнических групп с позиций политического участия, равенства возможностей и институциональной императивности интеграции. В статье акцентируется внимание на анализе нормативно-социетального потенциала политики интеграции в процессе урегулирования конфликтов идентичностей в полиэтническом регионе. Автор рассматривает факторы региональных конфликтов и подчеркивает дестабилизирующую роль реполитизации этничности как следствия нарастающего противоречия между системной модернизацией и социальной дезинтеграцией. Предпринимается попытка концептуализации политики интеграции в качестве основания ценностной консолидации и инструмента конструктивного разрешения конфликтов идентичностей. По мнению автора, политика социокультурной интеграции должна выступать в качестве инструмента конфликтного предупреждения – проактивного, упреждающего воздействия посредством структурных трансформаций и рационализации этнических противоречий.
Полис. Политические исследования. 2017. № 1. С. 99-115.