Культурно-исторические процессы в начале и первой половине первого тыс. до н. э. определяли характер взаимодействий ранних номадов степной Евразии, объединяя между собой удаленные регионы и цивилизации, формируя разветвленные трансконтинентальные каналы распространения передовых знаний, изобретений,...
Культурно-исторические процессы в начале и первой половине первого тыс. до н. э. определяли характер взаимодействий ранних номадов степной Евразии, объединяя между собой удаленные регионы и цивилизации, формируя разветвленные трансконтинентальные каналы распространения передовых знаний, изобретений, разнообразных товаров. Такие развитые коммуникации стимулировали производство и развитие собственных колесных транспортных средств кочевников. Данный тезис обосновывается анализом соответствующих письменных, изобразительных и археологических источников, а также опирается на свидетельства использования в этот период колесниц и кавалерии.
Статья посвящена анализу данных по использованию колёсного транспорта в сообществах ранних кочевников северной части Центральной Азии. Подробно рассмотрены материалы из Пазырыкских курганов на Алтае, являющихся уникальным доказательством практического применения разнообразных типов колесных повозок у ранних кочевников. К исследованию привлечены новые материалы из сарматских и сакских могильников Казахстана — Таксай, Кырык-Оба и Берел, материалы из курганов Аржан, а также находки хуннских (сюннуских), ханьских и тюркских (V—VIII вв. н. э.) повозок. Автор приходит к выводу о развитии устойчивой местной традиции изготовления колёсных повозок у ранних кочевников, уходящей корнями в памятники колесничного комплекса урало-казахстанских степей эпохи бронзы, ставшей материальной основой транспортных коммуникаций в рамках формирующегося Великого Шелкового пути.