10.01.10

Авторефераты и диссертации по специальности 10.01.10

Шифр специальности
10.01.10 - Журналистика

Формула специальности
Содержанием исследований по специальности являются история, теория и практика журналистики, ее формирование, развитие и современное состояние, творческий и политический опыт, роль и функционирование в обществе, литературно-публицистические и информационно-политические характеристики (формы, методы, жанры, стили, язык) взаимоотношения с аудиторией.
Объектами исследования в рамках данной специальности являются периодические издания (газеты, журналы и др), радио- и тележурналистика, творчество публицистов и редакторов, журналистские тексты, творческая и организационная деятельность информационных агентств, паблик рилейшинз (связи с общественностью). Менеджмент и реклама, сетевая (компьютерная) журналистика, социологические, психологические, этические и правовые аспекты журналистского творчества, язык СМИ.
Особым объектом исследования выступает научно-практический и теоретический способы освоения политической реальности с использованием профессионально-журналистских технологий, процесс обогащения и наращивания политических знаний специфически-журналистскими средствами, вся совокупность проявлений "политического" качества общественных явлений: на уровне идеологии и психологии; на уровне отношений, институтов и процессов; в границах различных форм политического участия, поведения и деятельности; в рамках разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную; в сферах разработки, принятия и реализации политических решений, если эти проявления стали предметом направленного и специального исследования и познания специфичными методами журналистики. Рассматривается также как эффективное средство политического предвидения и прогнозирования политических явлений и процессов.

Область исследований
1. Формирование и функционирование журналистики как общественного и политического института.
2. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.
3. Журналистика в системе массовой коммуникации.
4. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
5. Проблемы свободы прессы и ее реализации.
6. Журналистика как объект правового регулирования.
7. Журналистика как система (формирование и функционирование), современное состояние.
8. Типология журналистики, формирование и функционирование различных типов изданий.
9. Газеты, еженедельники, журналы, альманахи как основные виды периодических изданий.
10. Телевидение в системе СМИ: формирование и современное состояние.
11. Типология телевизионных программ.
12. Радиовещание в системе СМИ: структурные, функциональные и творческие характеристики.
13. Реклама в СМИ: история, теория и практика.
14. Аудиовизуальные и вербальные средства рекламы.
15. Формы и методы организации политической рекламы.
16. Паблик рилейшинз (связи с общественностью): политический, коммуникационный и творческий аспекты.
17. Редакционно-издательский менеджмент.
18. Маркетинговые исследования журналистики.
19. Социокультурные модели журналистики.
20. Региональные системы СМИ.
21. Информационно-публицистическая и редакторская деятельность журналистов.
22. Методы журналистского творчества.
23. Формирование жанров журналистики и их развитие.
24. История журналистики: прожурналистские формы.
25. Зарождение, формирование и развитие журналистики стран Европы, Америки, Азии, Африки.
26. Концепции журналистики в условиях различных общественно-экономических формаций.
27. Организация и деятельность издательских корпораций.
28. Выдающиеся зарубежные публицисты.
29. Зарубежные теории журналистики.
30. Возникновение и развитие журналистики в России.
31. Формирование системы и отдельных типов изданий российской журналистики.
32. Развитие правительственной, партийной и независимой прессы в России, провинциальная (местная) печать.
33. История новейшей отечественной журналистики.
34. Выдающиеся журналисты и редакторы российской журналистики.
35. Языковые особенности и стиль СМИ.
36. Лексико-грамматические особенности публицистического стиля.
37. Журналистский текст, его особенности, законы построения, типологические и индивидуальные модификации, лингвистические и экстралингвистические аспекты.
38. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная журналистики.
39. Реализация образовательных, эвристических, культурно-рекреативных функций новейших СМИ.
40. Международное регулирование в сфере новейших СМИ.
41. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.
42. Журналистские исследования в сфере государственной политики политического спектра гражданского общества (политических партий, движений, клубов, групп и ассоциаций по политическим интересам, политического лоббизма в различных сферах власти; исследования в области политической рекламы и связей с общественностью; журналистские исследования в области использования политических технологий.
43. Журналистское исследование геополитических (глобальных, региональных, национально-государственных) явлений и процессов.
44. Журналистский анализ функциональной эффективности различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), политических режимов (демократических, авторитарных, тоталитарных), различных способов, форм и принципов государственного и политического управления.
45. Проявления в журналистике политического популизма, политического экстремизма, настроений, ожиданий и впечатлений, проявлений политического общественного мнения и настроения.
46. Эффективность и результативность влияния журналистов и СМИ различной идеологической ориентации на политическое и электоральное поведение населения, степень его политической активности.
47. Журналистское исследование межгосударственных, региональных и внутригосударственных политических и военных конфликтов, иных политических чрезвычайных ситуаций.
48. Информационная защита конституционных ценностей государства, национальных интересов страны и ее союзников, противодействие этнической, конфессиональной и расовой дискриминации, поддержка приоритетности прав человека и гражданина.

Отрасль наук
филологические науки,политологические науки.